Постановление Пленума ВАС РФ по вопросам применения таможенного законодательства: значение для бизнеса
Постановление № 79 адресовано арбитражным судам, однако неизбежно повлияет на практику применения таможенного законодательства таможенными органами. Обращаем ваше внимание на наиболее важные положения Постановления.
Разрешение коллизий правовых актов Таможенного союза и ЕврАзЭс
Комментарий ПГ. Статут Суда ЕврАзЭс предусматривает возможность обращения за такими разъяснениями только высших судебных инстанций, а процедура обращения арбитражными судами в ВАС России для направления запроса в Суд ЕврАзЭс законодательством не установлена. Таким образом, единственная процессуальная возможность получить такое толкование – обратиться в ВАС РФ с соответствующим ходатайством одновременно с подачей надзорной жалобы.
Административная ответственность за нарушения таможенных правил
Комментарий ПГ. Несмотря на указанное разъяснение, у организаций остаются серьезные риски, связанные с наличием у таможенных органов права на передачу дел об административных правонарушениях по составам, предусматривающим возможность конфискации предметов правонарушения, в суд общей юрисдикции, для которых позиция Пленума ВАС РФ необязательна.
Негативным для участников внешнеэкономической деятельности является разъяснение (пункт 11) о том, что уплата декларантом (таможенным представителем) таможенных пошлин и налогов в надлежащем размере, а также представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до выпуска товаров или до составления протокола об административном правонарушении не может рассматриваться как основание освобождения от административной ответственности, но может являться обстоятельством, смягчающим ее.
Комментарий ПГ. Разъяснения Пленума даны без оценки того, кто выявил факт недостоверного декларирования: таможенный орган или декларант. По нашему мнению, выводы Пленума справедливы только в случае, если факт недостоверного декларирования выявлен таможенным органом. Если же декларант самостоятельно обратился с заявлением о внесении изменений в декларацию на товары в установленном порядке, то в его действиях отсутствует состав правонарушения. Правомерность данных выводов подтверждается судебной практикой. Так, в настоящее время, при возникновении описанной ситуации, суды не привлекают декларантов к ответственности, указывая, что «добровольное и скорое проявление открытого взаимодействия с таможенным органом в целях исключения негативных последствий для охраняемых законом общественных отношений, (…) никак не может свидетельствовать о пренебрежительном (негативном, виновном) отношении заявителя к требованиям таможенного порядка, означает намерение заявителя соблюдать эти требования, действовать в соответствии с законом».
Однако разъяснение, данное Пленумом ВАС РФ в Постановлении № 79, создает для компаний риски привлечения к ответственности даже в случаях самостоятельного выявления нарушений таможенного законодательства и обращения в таможню за корректировкой деклараций на товары. Наиболее частыми примерами такой ситуации являются ошибочные поставки товаров (излишки, пересортица) либо иные случаи, когда недостоверное декларирование произошло по вине иностранного поставщика (например, вложение маркетинговых материалов), и у декларанта не было оснований усомниться в достоверности сведений, представленных поставщиком.
О чём подумать, что сделать
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей
Постановление Пленума содержит ряд разъяснений, касающихся процедуры возврата излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей.
Так, в пункте 2 Постановления указано, что направление в таможенный орган заявления о возврате таможенных платежей с приложением всех документов в соответствии со статьей 147 Федерального закона о таможенном регулировании обязательно для последующего обращения в суд.
Комментарий ПГ. На практике таможенные органы часто не принимают заявление о возврате таможенных платежей к рассмотрению, ссылаясь на несоответствие приложенного комплекта документов установленному порядку. В такой ситуации суды не соглашались рассматривать требование о возврате таможенных платежей, указывая на то, что поданное в таможню заявление плательщика не было рассмотрено по существу . Однако, Постановление № 79 должно изменить такую судебную практику в пользу бизнеса. Так, из пункта 3 Постановления следует, что суд имеет право принять к рассмотрению требование о возврате таможенных платежей, даже в случае, если таможня приняла решение о возвращении заявления без рассмотрения, и заявление о возврате по существу рассмотрено не было.
Также позитивным для компаний является то, что требование плательщика о возврате таможенных платежей должно быть рассмотрено судом по существу, независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решение таможенного органа, влияющее на исчисление таможенных платежей, в частности, решение о классификации товаров или решение о корректировке таможенной стоимости или нет (пункт 3 Постановления).
Пленум ВАС РФ разъяснил, что таможенный орган обязан возвращать излишне уплаченные платежи в течение месячного срока со дня обращения плательщика с заявлением о возврате. При этом таможенный орган не имеет права задерживать возврат, обосновывая просрочку проведением дополнительных проверок. Соответственно, формального нарушения срока возврата достаточно для начисления судом процентов на сумму, подлежащую возврату (пункт 4 Постановления).
Положительное значение имеет также разъяснение о том, что таможенный орган не вправе отказать в рассмотрении по существу заявления о возврате ввозного НДС со ссылкой на то, что его возврат или возмещение названного налога производится налоговыми органами на основании положений НК РФ, а также на то, что НДС в полном объеме был предъявлен к вычету согласно статье 171 НК РФ (пункт 6 Постановления).
Комментарий ПГ. Такие аргументы часто использовались таможенными органами для целей обоснования отказа в удовлетворении заявлений о признании решений таможенных органов незаконными, при этом многие суды, например, суды Северо-Западного округа, соглашались с позицией таможни. Постановление Пленума должно переломить сложившуюся негативную практику.