Наказания для юридических лиц, их должностных лиц, ИП в связи с введенным режимом повышенной готовности
*Обновлен от 08.04.2020 г.
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что с 4 апреля 2020 года определен порядок привлечения к ответственности за нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы.
Согласно изменениям КоАП города Москвы со 2 апреля 2020 года дополнен[1] новой статьей 3.18.1, которой введена административная ответственность за неисполнение требований о временной приостановке
- проведения мероприятий с очным присутствием граждан,
- работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий).
За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа (для юридических лиц от 200 000 до 500 000 рублей при повторности).
Привлекать к административной ответственности по ч. 1 и 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы вправе уполномоченные должностные лица
- Объединения административно-технических инспекций города Москвы, а в отношении граждан по ч. 2 и 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы – также и его инспекторы,
- Главного контрольного управления города Москвы,
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами этих же органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также дополнительно должностными лицами полиции и полиции на транспорте (п. 1.1. ч. 3 ст. 16.5 КоАП города Москвы).
Но введенная для организаций и индивидуальных предпринимателей ст. 3.18.1 КоАП РФ ответственность не действует.
С 1 апреля 2020 года КоАП РФ дополнен[2] новой статьей 20.6.1, а статья 6.3. КоАП РФ дополнена частями 2 и 3. Алерт по нововедениям.
При конфликте ст. 20.6.1 и 6.3. КоАП РФ приоритет имеет статья 6.3. КоАП РФ. Статья 3.18.1 КоАП города Москвы применяется, только если нарушение не влечет административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.
4 апреля 2020 года Мэр Москвы издал Указ № 40-УМ «Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве».
Из него следует, что за нарушения организациями и индивидуальными предпринимателями Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (со всеми изменениями), который определяет правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Москвы[3], применяется статья 20.6.1 КоАП РФ. Она предусматривает наименее строгое минимальное наказание для нарушителей.
Это может стать ориентиром и для других субъектов РФ (до настоящего времени Председатель Правительства РФ рекомендовал учитывать опыт Москвы по реализации ограничительных мер для недопущения распространения коронавирусной инфекции).
Привлекать к административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ могут только судьи районных судов. Составлять протоколы – должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Мэр Москвы Указом № 40-УМ утвердил, что протоколы по ст. 20.6.1 КоАП РФ в Москве могут составлять должностные лица следующих органов и следующим образом распределил между ними ответственность:
- Объединения административно-технических инспекций города Москвы.
Зона ответственности: нарушение запрета проведения спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, мероприятий вне зданий, строений, сооружений (помещений в них) с очным присутствием граждан, оказание услуг в местах массового посещения граждан, в рамках которых не осуществляется торговая деятельность, нарушение требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей.
- Департамента торговли и услуг города Москвы, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы.
Зона ответственности: нарушение запрета мероприятий с очным присутствием граждан, в рамках которых осуществляется торговая деятельность, запрета на посещение зданий, строений, сооружений (помещений в них), развлекательных и досуговых заведений, букмекерских контор, тотализаторов и их пунктов приема ставок, запрета на работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания (кроме обслуживания на вынос, доставки заказов, работы предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций), работу объектов розничной торговли (кроме установленных исключений, например аптек и аптечных пунктов), нарушения требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых осуществляется торговая деятельность.
- Департамента образования и науки города Москвы.
Зона ответственности: нарушение запрета посещения образовательных организаций, предоставляющих общее, дополнительное образование, профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (за исключением сферы физической культуры и спорта, а также культуры и искусства), за исключением созданных дежурных групп.
- Московской административной дорожной инспекции.
Зона ответственности: работодатели, осуществляющие деятельность в сфере оказания транспортных услуг и нарушение ими требований режима повышенной готовности при организации труда, включая измерение температуры тела работникам на рабочих местах (в том числе выборочно водителям такси).
- Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Зона ответственности: нарушение запрета на работу салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун (за исключением объектов, оказывающих услуги на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности), запрета на посещение образовательных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, реализующих программы образования, в сфере физической культуры и спорта, а также культуры и искусства (за исключением созданных дежурных групп), запрета проведения мероприятий с очным присутствием граждан, оказание соответствующих услуг в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых не осуществляется торговая деятельность, нарушение требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых не осуществляется торговая деятельность.
Не следует забывать и о статье 6.3. КоАП РФ, которой административная ответственность предусмотрена за нарушение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые должны быть предусмотрены санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Именно эта статья предусматривает наиболее строгое наказание из введенных в последнее время.
Составлять протоколы по данной статье вправе должностные лица полиции и Роспотребнадзора. Привлекать к административной ответственности по ч. 2 и 3 ст. 6.3 КоАП РФ могут только судьи районных судов.
Роспотребнадзор вправе проверять и в настоящее время активно проверяет соблюдение мер, принимаемых для предупреждения распространения коронавирусной инфекции.
Поэтому не исключено, что выявленные Роспотребнадзором нарушения организациями и индивидуальными предпринимателями мероприятий, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, определенных в субъектах РФ, принятых в соответствии с п. 2 Постановления Главного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5, может повлечь ответственность, установленную ч. 2 и 3 ст. 6.3. КоАП РФ. Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) входит в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66), а угрозы распространения заболевания общепризнана.
Сравнение введенных наказаний:
Юридическое лицо |
Должностное лицо |
ИП |
Статья |
За нарушение установленных требований | |||
Административный штраф от 200 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Административный штраф от 50 000 до 150 000 рублей |
Административный штраф от 50 000 до 150 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Часть 2 ст. 6.3. КоАП РФ |
Предупреждение или административный штраф от 100 000 до 300 000 рублей |
Предупреждение или административный штраф от 10 000 до 50 000 рублей |
Предупреждение или административный штраф от 30 000 до 50 000 рублей |
Часть 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ |
Административный штраф от 200 000 до 300 000 рублей |
Административный штраф от 30 000 до 40 000 рублей |
Административный штраф от 30 000 до 40 000 рублей |
Часть 1 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы |
За нарушение установленных требований, повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ), причинение вреда здоровью человека, смерть (ч. 3 ст. 6.3. КоАП РФ), совершенных повторно (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ч. 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы) | |||
Административный штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Административный штраф от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет |
Административный штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Часть 3 ст. 6.3. КоАП РФ |
Административный штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Административный штраф от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет |
Административный штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Часть 2 ст. 20.6.1. КоАП РФ |
Административный штраф от 300 000 до 500 000 рублей |
Административный штраф от 40 000 до 50 000 рублей |
Административный штраф от 40 000 до 50 000 рублей. |
Часть 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы |
Что предпринять
Важно предпринять все зависящие от организации и предпринимателя меры по соблюдению мероприятий, определенных для предупреждения распространения коронавирусной инфекции, определяемых Правительством РФ, Главным санитарным врачом РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями.
Вместе с тем важно понимать и при возможности использовать следующие доводы.
Частью 1 и 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы предусмотрена ответственность юридических лиц (их должностных лиц) и индивидуальных предпринимателей только за неисполнение требования о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий). Требование о такой временной приостановке установлено Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ (п. 3).
По общему правилу, к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 1.3. КоАП РФ).
К ведению субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ (п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1. КоАП РФ).
Статья 20.6.1 КоАП РФ не должна применяться за нарушение требований Указа Мэра Москвы, потому что устанавливает ответственность за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417.
Статья 6.3. КоАП РФ также не должна применяться за нарушение требований Указа Мэра Москвы, поскольку в ней речь идет о санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые должны быть предусмотрены санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 29, 50, 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). В то время как Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ содержит мероприятия, направленные на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (п. 2 Постановления Главного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5).
И данный подход подтверждается методическими рекомендациями по применению сотрудниками органов внутренних дел новых положений КоАП РФ, введенных вследствие необходимости экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции.
Помощь консультанта
Специалистами юридической компании «Пепеляев Групп» накоплен большой опыт подготовки клиентов к мероприятиям государственного и муниципального контроля, сопровождения их в ходе проверок, обжалования результатов проверок. Итоговый результат проверки наших клиентов обычно максимально соответствует их интересам.
Накопленный опыт ведения дел, возникающих из административных правоотношений с органами государственной власти и местного самоуправления, позволяет юристам «Пепеляев Групп» не только оперативно выявлять проблему, но и результативно применять существующий инструментарий для ее устранения.
[1] Закон города Москвы от 01.04.2020 № 6 «О внесении изменений в статьи 2 и 8 Закона города Москвы от 10 декабря 2003 года № 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве" и Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях"». Опубликован 02.04.2020. Согласно ст. 3 вступает в силу со дня его официального опубликования.
[2] Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
[3] Федеральные Правила поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417.