Комментарий «Пепеляев Групп»
В связи с исключением ст. 30 из главы 7 Закона «О защите конкуренции» коммерческие и финансовые организации освобождаются от обязанности уведомлять антимонопольный орган о совершении сделок, указанных в данной статье.
В ч. 2 ст. 28 Закона «О защите конкуренции» предусмотрено освобождение организации от обязанности получать предварительное согласие ФАС России на совершение сделок, если эти сделки совершаются внутри группы лиц, образующейся по структурному основанию (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона «О защите конкуренции»). Тем не менее, согласно разъяснению ФАС России от 2 июня 2010 года , освобождаясь от обязанности получать предварительное согласие антимонопольного органа, такие организации должны были уведомить ФАС России о совершенной сделке в порядке ст. 30 закона. Учитывая изменения, внесенные Федеральным законом № 423, необходимость уведомления исчезает. В результате внутригрупповые сделки не подлежат ни предварительному согласованию, ни последующему уведомлению, в случае если они совершаются между лицами входящими в одну группу лиц по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона «О защите конкуренции».
Несмотря на то, что нормы ст. 30 действуют в течение января до момента вступления в силу поправок в Закон «О защите конкуренции», де факто привлечь организацию к ответственности за то, что она не уведомила ФАС России о совершенной сделке, не представляется возможным при условии, что эта сделка совершена после 15 декабря 2013 г. Это объясняется тем, что для подачи уведомления в порядке ст. 30 установлен срок, равный 45 дней, лишь по истечении которого непредставление в антимонопольный орган уведомления может быть признано административным правонарушением. Таким образом, изменения в закон вступят в силу ранее истечения этого срока и, хотя обязанность уведомить ФАС России возникнет в момент совершения сделки, необходимости в этом нет. Таким образом, положения Федерального закона № 432-ФЗ, отменяющие требования ст. 30 Закона «О защите конкуренции», будут действовать ретроспективно в силу того, что они улучшают положения хозяйствующих субъектов, освобождая их от обязанности по уведомлению антимонопольного органа.