Организации, осуществляющие деятельность на территории Сахалинской области и в ряде других регионов вправе ускоренно списывать стоимость основных средств и учитывать в расходах бОльшие суммы затрат
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 05.07.2011 г. ФАС Дальневосточного округа вынес прецедентное постановление № Ф03-2566/2011, в котором пришел к выводу о праве организаций, осуществляющих деятельность на территории Сахалинской области, применять специальный коэффициент амортизации основных средств (не выше 2). Выводы суда могут быть использованы также организациями, осуществляющими деятельность в других районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
Юристы «Пепеляев Групп» выиграли в суде спор по вопросу правомерности увеличения расходов по налогу на прибыль на суммы, образовавшиеся в связи с применением специального коэффициента 2 к основной норме амортизации основных средств.
В ходе рассмотрения возражений на акт выездной налоговой проверки налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль, документы, подтверждающие право применять повышающий коэффициент амортизации, и заявил о возникновении переплаты, которую просил учесть при вынесении налоговым органом решения.
Организация ссылалась на пункт 7 статьи 259 НК (в ред. до ФЗ РФ от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ, в настоящее время – пункт 1 статьи 259.3 НК РФ), согласно которому для применения специального коэффициента, но не выше 2, к основной норме амортизации, необходимо установление факта работы оборудования в условиях агрессивной среды, начисление амортизации линейным способом, либо при нелинейном способе – отнесение основных средств к амортизационным группам, за исключением первой, второй и третьей.
Арбитражный суд Сахалинской области в решении от 15.02.2011 г. и ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 05.07.2011 г. по делу А59-3598/2010 признали наличие повышенного износа основных средств, используемых для работы в природно-климатических условиях Сахалинской области.
Такой вывод был сформирован на основании анализа норм Постановления Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029, Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Постановлений Госстроя РФ от 17.12.1999 г. № 81, 27.02.2003 г. № 25, 12.01.2004 г. № 5, Инструкции по проведению комплексного технического освидетельствования изотермических резервуаров РД 03-410-01, утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 20.07.2001 г. № 32, Сборника сметных норм на геологоразведочные работы (ССН-92), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.03.2000 г. № 8.
Суды также приняли во внимание заключение ФГУП «Государственный научный исследовательский институт гражданской авиации», представленное в материалы дела и указали:
- остров Сахалин относится к регионам с повышенной агрессивностью атмосферы по отношению к металлоизделиям;
- с 2001 по 2010 на острове Сахалин имели место экстремальные природно-климатические условия, которые негативно влияли на оборудование, вызывая его повышенный износ.
Следуя выводам судов и принимая во внимание значимость формирования такой судебной практики, налогоплательщики Сахалинской области, использующие на этой территории основные средства, вправе ускоренно списывать стоимость этого имущества. Характер выводов судов дает возможность применять повышающий коэффициент не выше 2 и при отсутствии заключения эксперта (экспертной организации и т.п.).
Учитывая, что выводы судов основаны на анализе нормативных и ведомственных актов, в равной степени относящихся как к Сахалинской области, так и другим районам Крайнего Севера или приравненным к нему местностям, они могут быть использованы организациями, расположенными на территории этих районов и приравненных к ним местностям [1].
Рассмотренное дело может быть использовано организациями как для оптимизации текущей налоговой нагрузки, так и создания налогового потенциала в виде возврата излишне уплаченных сумм налога на прибыль из бюджета.
Обращаем внимание, что для оптимизации налогообложения или возврата излишне уплаченных сумм налога целесообразно проанализировать структуру основных средств, выяснить наличие необходимых документов и подготовить их при отсутствии. Результаты этих действий зависят от особенностей деятельности, осуществляемой организацией, и видов основных средств, амортизация которых будет осуществляться в ускоренном порядке. От этого также будет зависеть целесообразность обращения к эксперту или специализированной организации для дополнительного подтверждения этого права налогоплательщика.
Юристы «Пепеляев Групп» готовы оказать содействие и помощь как в указанном анализе, подборе документов, так и последующем консультировании, включая разрешение спора в досудебном или судебном порядке.
[1] Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей приведен в Постановлении Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029. Например, к территориям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесены ряд местностей Приморского края, Амурской области, Хабаровского края, Иркутской области, Красноярского края, Тюменской области, Архангельской области. К районам Крайнего Севера, например, относятся: Камчатская область, Магаданская область, районы республики Карелия.
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
в Москве – к Павлу Кондукову, Руководителю группы "Шельфовые проекты и СРП", по тел.: (495) 967-00-07 либо по p.kondukov@pgplaw.ru
в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 640-60-10 либо по e-mail