Опубликован закон о реформе расширенной ответственности производителей и импортеров (РОП)
РОП введена в России в 2015 г. с целью создать у производителей и импортеров стимул заниматься утилизацией отходов от использования товаров, выпускаемых ими в обращение на территории РФ. Планировалось, что такое регулирование существенно увеличит количество перерабатываемых отходов и сократит объем отходов, пополняющих мусорные полигоны. Однако на практике этого не произошло. Некоторые компании уклонялись от исполнения РОП, а поступлений экологического сбора оказалось недостаточно, чтобы государство могло профинансировать строительство инфраструктуры, необходимой для переработки отходов: мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов. Найти достаточно частных инвестиций для этих целей также не удалось.
В связи с этим Правительство РФ несколько лет разрабатывало законопроект, который должен был реформировать эту сферу, и после длительных обсуждений внесло его в Госдуму в апреле 2023 г. Спустя три месяца с даты внесения депутаты проголосовали за указанный законопроект сразу во втором и третьем чтениях, а 4 августа 2023 г. указанный закон был подписан главой государства и официально опубликован.
Основная часть поправок вступит в силу с 1 января 2024 г.Пункт 1 ст. 7 Закона.
Закон предусматривает целый ряд переходных положений, описывающих, как исполнять РОП в период до 2027 г.Статья 7 Закона.
Перенос ответственности за утилизацию упаковки
Как ожидалось, ответственность за утилизацию упаковки товаров, произведенных в РФ, перенесена с производителей товаров в упаковке на производителей упаковки.Пункты 6, 10 ст. 24.2 Закона об отходах производства и потребления в ред. Закона
Если производитель товаров также производит упаковку для своего товара, он обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования как произведенных товаров, так и упаковки (вне зависимости от основного вида деятельности).Пункт 7 ст. 24.2 Закона об отходах производства и потребления в ред. Закона.
Производитель товара, упаковывающий свой товар путем нагревания, вытягивания, деления на части упаковки, не обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования указанной упаковки.Пункт 6 ст. 24.2 Закона об отходах производства и потребления в ред. Закона.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Тем самым законодатель сокращает количество поднадзорных субъектов. Число компаний, производящих упаковку, существенно меньше, чем число производителей, упаковывающих в нее свой товар. Ранее государство признавало, что не имеет возможности контролировать всех субъектов РОП, в том числе в связи нехваткой сотрудников в контролирующем ведомстве – Росприроднадзоре.
Утилизация всей массы упаковки
В финальной редакции законопроекта сохранилось положение о введении норматива утилизации для упаковки, равного 100 %. С 1 января 2027 г. производители и импортеры упаковки будут обязаны обеспечивать утилизацию всей массы упаковки, произведенной на территории России и/или ввезенной на ее территорию (либо платить экологический сбор).Пункт 4 ст. 24.2 Закона об отходах производства и потребления в ред. Закона.
До 1 января 2027 г. необходимо утилизировать упаковку согласно следующим нормативам:Пункт 5 ст. 7 Закона.
- в 2024 г. – по нормативам, которые установит Правительство РФ;
- в 2025 г. – 55 %;
- в 2026 г. – 75 %.
Момент возникновения обязанности по обеспечению утилизации отходов
Первоначальная редакция законопроекта предусматривала, что обязанность утилизировать отходы от использования товаров возникает у производителей товаров с наступлением наиболее ранней из следующих дат:Пункт 1 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
- день отгрузки (передачи) товаров, упаковки;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, упаковки;
- день списания испорченных или бракованных товаров, упаковки.
В итоговой редакции Закона этот перечень дополнен еще одной датой:
- если производитель товаров упаковывает их в производимую им же упаковку, то обязанность обеспечить утилизацию такой упаковки возникает у него в день отгрузки упакованных товаров или в день получения оплаты, частичной оплаты за предстоящие поставки таких товаров (независимо от включения товаров в перечень товаров и упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, утв. Правительством РФ).Подпункт 3 п. 1 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
В отношении товаров и упаковки, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обязанность по утилизации возникает у импортеров со дня принятия товаров/упаковки на учет.Подпункт 1 п. 2 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
В отношении товаров и упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами ЕАЭС, импортер обязан до дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления:Пункт 10 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
- уплатить экологический сбор; или
- представить в единую федеральную государственную систему учета отходов от использования товаров (ЕФГИС УОИТ) уведомление о намерении самостоятельно утилизировать отходы от использования товаров.
К данному уведомлению необходимо приложить банковскую гарантию или договор поручительства, заключенный с утилизатором отходов, включенным в реестр утилизаторов. Такая банковская гарантия выдается, а договор поручительства заключается на сумму в размере экологического сбора. Сроки действия указанных банковской гарантии и договора поручительства должны истекать не ранее 15 октября года, следующего за годом, в котором выдана указанная банковская гарантия или заключен указанный договор поручительства.Пункт 10 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
Обязанность по разработке типовой формы договора поручительства возложена на Минприроды России.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Особый порядок исполнения РОП в отношении товаров и упаковки, ввезенных из государств, не входящих в ЕАЭС, не будет применяться до 1 января 2026 г.Пункт 8 ст. 7 Закона.
До этой даты такие импортеры исполняют РОП в порядке, установленном для импортеров товаров из стран-членов ЕАЭС.Пункт 9 ст. 7 Закона.
Новый порядок будет применяться в виде эксперимента в отношении отдельных групп товаров. Порядок проведения такого эксперимента установит Правительство РФ. Пункт 10 ст. 7 Закона.
Новые правила утилизации
Закон содержит положения, исключающие возможность поручить выполнение нормативов утилизации отходов Российскому экологическому оператору (РЭО) или ассоциации производителей/импортеров.
Таким образом, производители/импортеры товаров и упаковки смогут осуществлять утилизацию только следующими способами:Пункт 3 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
- с использованием собственной инфраструктуры по утилизации отходов от использования товаров;
- путем заключения договора с утилизаторами отходов от использования товаров, включенными в специальный реестр.
Создание реестра утилизаторов
Закон предусматривает, что ЕФГИС УОИТ будет содержать сведения об утилизаторах отходов, включая следующие:Пункт 1 ст. 24.3 Закона об отходах производства и потребления в ред. Закона.
- о наличии у таких лиц оборудования для утилизации отходов от использования товаров;
- о производственной мощности такого оборудования.
Утилизаторы отходов должны будут самостоятельно предоставлять такие сведения для включения в реестр.Пункт 2 ст. 24.2-3 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом. Подача заявления о включении лица в реестр утилизаторов одновременно является заявлением о проведении в отношении такого лица выездной оценки достоверности сведений, указанных в таком заявлении о включении в реестр утилизаторов.Пункт 4 ст. 24.2-3 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
Реестр утилизаторов будет вести Росприроднадзор в порядке, который установит Правительство РФ.Пункт 1, 18 ст. 24.2-3 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом. Также Росприроднадзор будет проводить выездную оценку и принимать решение о включении или об отказе во включении сведений в реестр утилизаторов.
Выездная оценка должна быть проведена Росприроднадзором в течение 30 дней со дня поступления во ФГИС УОИТ заявления о включении сведений в реестр утилизаторов. Если в указанный срок Росприроднадзор не осуществил такую оценку, то при отсутствии оснований для отказа во включении сведений в реестр утилизаторов он должен принять решение о включении данных сведений в реестр. При этом у Росприроднадзора сохраняется право провести выездную оценку в течение 6 месяцев со дня поступления заявления о включении сведений в реестр утилизаторов.Пункты 8-9 ст. 24.2-3 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
Закон содержит закрытый перечень оснований для отказа во включении сведений в реестр утилизаторов, включая следующие:Пункт 7 ст. 24.2-3 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
- представление недостоверных сведений в заявлении и/или в прилагаемых к нему документах;
- отсутствие документов о наличии у утилизатора необходимого оборудования для утилизации отходов от использования товаров;
- несоответствие товаров (продукции), которые производятся с использованием отходов/вторичного сырья, перечню, установленному Правительством РФ.
В случае изменения перечня товаров (продукции), производимых утилизатором из отходов, а также производственной мощности оборудования, эти сведения должны быть внесены в реестр.Пункты 7-9 ст. 24.2-3 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом. При увеличении производственной мощности и числа товаров, производимых из отходов, Росприроднадзор проведет оценку соответствия лицензионным требованиям и лишь затем внесет изменения в реестр. При уменьшении этих показателей соответствующая оценка не проводится.Пункт 14 ст. 24.2-3 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
При неисполнении утилизатором утилизации, предусмотренной соответствующим договором, а равно в случае нарушения определенных требований к утилизации, утилизатор обязан уплатить экологический сбор в отношении отходов, которые не были утилизированы (были утилизированы с нарушениями).Пункт 5 ст. 24.2-2 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом. Из данного правила, видимо, следует, что контрагент, передавший отходы на утилизацию, освобождается от этой обязанности.
В принятый Закон также включены нормы, касающиеся запрета на утилизацию отходов от использования товаров за счет утилизации иных отходов от использования товаров (за исключением товаров, упаковки, включенных в одну группу).Пункт 4 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
Кроме того, сохранилось предложенное в первоначальной редакции законопроекта требование, предусматривающее, что обеспечить утилизацию отходов от использования товаров возможно только путем использования таких отходов для производства товаров/продукции (но только при условии соответствия утилизируемых видов отходов и произведенных товаров/продукции специальным перечням). Однако в новой редакции ответственным за принятие таких перечней назначено Правительство РФ (а не Минприроды России совместно с Минпромторгом России). Пункты 5-6 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
Признание утилизации невыполненной
Закон предусматривает случаи, когда утилизация не признается выполненной. К таким случаям он относит, например:Пункт 13 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
- заключение договора с лицом, отсутствующим в реестре утилизаторов;
- указание в акте утилизации массы отходов от использования товаров, которая не могла быть фактически переработана утилизатором, поскольку, например, последним превышена предельная производственная мощность принадлежащего ему оборудования;
- невыполнение обязательств по договору об утилизации по причине его расторжения.
Исключение утилизатора из реестра
Закон содержит перечень оснований для исключения юридического лица, индивидуального предпринимателя из реестра утилизаторов:Пункт 19 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
- представление лицом заявления об исключении из реестра утилизаторов;
- прекращение действия лицензии на утилизацию отходов I - IV классов опасности в случае, если сведения о принадлежащем утилизатору оборудовании, используемом при утилизации отходов I - IV классов опасности, не были подтверждены в результате выездной оценки или если утилизатор производит товары (продукцию) с использованием отходов от использования товаров I - IV классов опасности;
- ненаправление в установленный срок заявления о внесении изменений в реестр утилизаторов после получения предписания с требованием внести изменения в связи с изменением производственных мощностей и (или) изменения перечня производимых товаров (продукции);
- выявление фактов неуплаты экологического сбора утилизатором в связи с необеспечением утилизации им отходов два и более раза; утилизаторы, исключенные по этому основанию, не смогут в течение двух лет после исключения быть повторно включены в реестр утилизаторов;Пункт 20 ст. 24.2-3 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
- отказ утилизатора от выполнения обязательств по договору поручительства, заключенному с импортером товаров, ввозимых из стран, не являющихся членами ЕАЭС; утилизаторы, исключенные по этому основанию, также не смогут в течение двух лет после исключения быть повторно включены в реестр утилизаторов.
Взаимодействие и работа внутри ЕФГИС УОИТ
Закон предусматривает обязанность производителей и импортеров товаров предоставлять в ЕФГИС УОИТ отчетность о массе товаров, упаковки произведенных на территории России или ввезенных в страну, в том числе:Пункт 17 ст. 24.2-2 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
- о массе товаров, упаковки, произведенных на территории РФ или ввезенных на ее территорию;
- о выполнении самостоятельной утилизации (в случае ее выполнения).
Более подробно порядок и формы представления отчетности, сведений и документов будут определены Правительством РФ.Пункты 17-20 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
Взаимодействие Росприроднадзора, РЭО с лицами, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, осуществляется посредством использования ФГИС УОИТ. Направление предписаний и заявлений будет осуществляться через личный кабинет на сайте информационной системы.Пункт 2.2 ст. 24.4 Закона об отходах производства и потребления в ред. Закона.
Контрольно-надзорные мероприятия
Закон подробно урегулировал процедурные аспекты проверки исполнения обязанности по обеспечению утилизации отходов от использования товаров. Указанные контрольно-надзорные функции будет выполнять Росприроднадзор, взаимодействуя с РЭО, который вправе передавать Росприрондазору информацию, ставшую ему известной.Статья 24.2-4 Закона об отходах производства и потребления, введенная Законом.
Утилизационные коэффициенты
В Закон включены положения, направленные на стимулирование развития экономики замкнутого цикла, в соответствии с которыми при производстве товара с использованием вторичного сырья к нормативу утилизации будут применяться специальные коэффициенты.Пункт 15 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом. Ставки экологического сбора будут дифференцированы в зависимости от свойств того или иного товара, включая простоту его утилизации, востребованность вторичного сырья, полученного при утилизации товара и т. д.Пункты 6-7 ст. 24.5 Закона об отходах производства и потребления в редакции Закона.
Полномочия государственных органов
Закон предусматривает, что порядок взимания экологического сбора, в том числе его исчисления, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора, устанавливается Правительством РФ.
Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора возлагается на Росприроднадзор.Пункт 14 ст. 24.5 Закона об отходах производства и потребления в ред. Закона.
О чем подумать, что сделать
Закон затронет широкий круг компаний, включая производителей и импортеров товаров и упаковки. Существенно изменятся и условия деятельности утилизаторов.
Производителям и импортерам при планировании своей деятельности необходимо в первую очередь учитывать требование о заключении договоров на утилизацию исключительно с лицами, включенными в реестр утилизаторов, а также требование об утилизации упаковки в объеме 55 % в 2025 г., 75 % – в 2026 г. и 100 % – с 1 января 2027 г.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать юридическую поддержку производителям и импортерам товаров, утилизаторам по вопросам применения законодательства о РОП, в том числе по вопросам:
- заключения договоров с утилизаторами, а также оформления документации в рамках исполнения таких договоров;
- расчета суммы экологического сбора;
- взаимодействия с Росприроднадзором.