Загрузка...
11.08.2023
12 мин. на чтение

Опубликован закон о реформе расширенной ответственности производителей и импортеров (РОП)

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 4 августа 2023 г. опубликованы поправки в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон).Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».


Ранее мы сообщали о внесении соответствующего законопроекта в Госдуму. Итоговая редакция закона, подписанная Президентом РФ, содержит ряд поправок, более подробно описанных далее.

РОП введена в России в 2015 г. с целью создать у производителей и импортеров стимул заниматься утилизацией отходов от использования товаров, выпускаемых ими в обращение на территории РФ. Планировалось, что такое регулирование существенно увеличит количество перерабатываемых отходов и сократит объем отходов, пополняющих мусорные полигоны. Однако на практике этого не произошло. Некоторые компании уклонялись от исполнения РОП, а поступлений экологического сбора оказалось недостаточно, чтобы государство могло профинансировать строительство инфраструктуры, необходимой для переработки отходов: мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов. Найти достаточно частных инвестиций для этих целей также не удалось.

В связи с этим Правительство РФ несколько лет разрабатывало законопроект, который должен был реформировать эту сферу, и после длительных обсуждений внесло его в Госдуму в апреле 2023 г. Спустя три месяца с даты внесения депутаты проголосовали за указанный законопроект сразу во втором и третьем чтениях, а 4 августа 2023 г. указанный закон был подписан главой государства и официально опубликован.

Основная часть поправок вступит в силу с 1 января 2024 г.Пункт 1 ст. 7 Закона.
 Закон предусматривает целый ряд переходных положений, описывающих, как исполнять РОП в период до 2027 г.Статья 7 Закона.

Перенос ответственности за утилизацию упаковки

Как ожидалось, ответственность за утилизацию упаковки товаров, произведенных в РФ, перенесена с производителей товаров в упаковке на производителей упаковки.Пункты 6, 10 ст. 24.2 Закона об отходах производства и потребления в ред. Закона
 Если производитель товаров также производит упаковку для своего товара, он обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования как произведенных товаров, так и упаковки (вне зависимости от основного вида деятельности).Пункт 7 ст. 24.2 Закона об отходах производства и потребления в ред. Закона.

Производитель товара, упаковывающий свой товар путем нагревания, вытягивания, деления на части упаковки, не обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования указанной упаковки.Пункт 6 ст. 24.2 Закона об отходах производства и потребления в ред. Закона.

Комментарий «Пепеляев Групп»

Тем самым законодатель сокращает количество поднадзорных субъектов. Число компаний, производящих упаковку, существенно меньше, чем число производителей, упаковывающих в нее свой товар. Ранее государство признавало, что не имеет возможности контролировать всех субъектов РОП, в том числе в связи нехваткой сотрудников в контролирующем ведомстве – Росприроднадзоре.

Утилизация всей массы упаковки

В финальной редакции законопроекта сохранилось положение о введении норматива утилизации для упаковки, равного 100 %. С 1 января 2027 г. производители и импортеры упаковки будут обязаны обеспечивать утилизацию всей массы упаковки, произведенной на территории России и/или ввезенной на ее территорию (либо платить экологический сбор).Пункт 4 ст. 24.2 Закона об отходах производства и потребления в ред. Закона.
 До 1 января 2027 г. необходимо утилизировать упаковку согласно следующим нормативам:Пункт 5 ст. 7 Закона.

  • в 2024 г. – по нормативам, которые установит Правительство РФ;
  • в 2025 г. – 55 %;
  • в 2026 г. – 75 %.

Момент возникновения обязанности по обеспечению утилизации отходов

Первоначальная редакция законопроекта предусматривала, что обязанность утилизировать отходы от использования товаров возникает у производителей товаров с наступлением наиболее ранней из следующих дат:Пункт 1 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.

  • день отгрузки (передачи) товаров, упаковки;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, упаковки;
  • день списания испорченных или бракованных товаров, упаковки.

В итоговой редакции Закона этот перечень дополнен еще одной датой:

- если производитель товаров упаковывает их в производимую им же упаковку, то обязанность обеспечить утилизацию такой упаковки возникает у него в день отгрузки упакованных товаров или в день получения оплаты, частичной оплаты за предстоящие поставки таких товаров (независимо от включения товаров в перечень товаров и упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, утв. Правительством РФ).Подпункт 3 п. 1 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.

В отношении товаров и упаковки, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обязанность по утилизации возникает у импортеров со дня принятия товаров/упаковки на учет.Подпункт 1 п. 2 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.

В отношении товаров и упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами ЕАЭС, импортер обязан до дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления:Пункт 10 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.

  • уплатить экологический сбор; или
  • представить в единую федеральную государственную систему учета отходов от использования товаров (ЕФГИС УОИТ) уведомление о намерении самостоятельно утилизировать отходы от использования товаров.

К данному уведомлению необходимо приложить банковскую гарантию или договор поручительства, заключенный с утилизатором отходов, включенным в реестр утилизаторов. Такая банковская гарантия выдается, а договор поручительства заключается на сумму в размере экологического сбора. Сроки действия указанных банковской гарантии и договора поручительства должны истекать не ранее 15 октября года, следующего за годом, в котором выдана указанная банковская гарантия или заключен указанный договор поручительства.Пункт 10 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
 Обязанность по разработке типовой формы договора поручительства возложена на Минприроды России.

Комментарий «Пепеляев Групп»

Особый порядок исполнения РОП в отношении товаров и упаковки, ввезенных из государств, не входящих в ЕАЭС, не будет применяться до 1 января 2026 г.Пункт 8 ст. 7 Закона.
 До этой даты такие импортеры исполняют РОП в порядке, установленном для импортеров товаров из стран-членов ЕАЭС.Пункт 9 ст. 7 Закона.
 Новый порядок будет применяться в виде эксперимента в отношении отдельных групп товаров. Порядок проведения такого эксперимента установит Правительство РФ. Пункт 10 ст. 7 Закона.

Новые правила утилизации

Закон содержит положения, исключающие возможность поручить выполнение нормативов утилизации отходов Российскому экологическому оператору (РЭО) или ассоциации производителей/импортеров.

Таким образом, производители/импортеры товаров и упаковки смогут осуществлять утилизацию только следующими способами:Пункт 3 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.

  • с использованием собственной инфраструктуры по утилизации отходов от использования товаров;
  • путем заключения договора с утилизаторами отходов от использования товаров, включенными в специальный реестр.

Создание реестра утилизаторов

Закон предусматривает, что ЕФГИС УОИТ будет содержать сведения об утилизаторах отходов, включая следующие:Пункт 1 ст. 24.3 Закона об отходах производства и потребления в ред. Закона.

  • о наличии у таких лиц оборудования для утилизации отходов от использования товаров;
  • о производственной мощности такого оборудования.

Утилизаторы отходов должны будут самостоятельно предоставлять такие сведения для включения в реестр.Пункт 2 ст. 24.2-3 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом. Подача заявления о включении лица в реестр утилизаторов одновременно является заявлением о проведении в отношении такого лица выездной оценки достоверности сведений, указанных в таком заявлении о включении в реестр утилизаторов.Пункт 4 ст. 24.2-3 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.

Реестр утилизаторов будет вести Росприроднадзор в порядке, который установит Правительство РФ.Пункт 1, 18 ст. 24.2-3 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом. Также Росприроднадзор будет проводить выездную оценку и принимать решение о включении или об отказе во включении сведений в реестр утилизаторов.

Выездная оценка должна быть проведена Росприроднадзором в течение 30 дней со дня поступления во ФГИС УОИТ заявления о включении сведений в реестр утилизаторов. Если в указанный срок Росприроднадзор не осуществил такую оценку, то при отсутствии оснований для отказа во включении сведений в реестр утилизаторов он должен принять решение о включении данных сведений в реестр. При этом у Росприроднадзора сохраняется право провести выездную оценку в течение 6 месяцев со дня поступления заявления о включении сведений в реестр утилизаторов.Пункты 8-9 ст. 24.2-3 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.

Закон содержит закрытый перечень оснований для отказа во включении сведений в реестр утилизаторов, включая следующие:Пункт 7 ст. 24.2-3 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.

  • представление недостоверных сведений в заявлении и/или в прилагаемых к нему документах;
  • отсутствие документов о наличии у утилизатора необходимого оборудования для утилизации отходов от использования товаров;
  • несоответствие товаров (продукции), которые производятся с использованием отходов/вторичного сырья, перечню, установленному Правительством РФ.

В случае изменения перечня товаров (продукции), производимых утилизатором из отходов, а также производственной мощности оборудования, эти сведения должны быть внесены в реестр.Пункты 7-9 ст. 24.2-3 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом. При увеличении производственной мощности и числа товаров, производимых из отходов, Росприроднадзор проведет оценку соответствия лицензионным требованиям и лишь затем внесет изменения в реестр. При уменьшении этих показателей соответствующая оценка не проводится.Пункт 14 ст. 24.2-3 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.

При неисполнении утилизатором утилизации, предусмотренной соответствующим договором, а равно в случае нарушения определенных требований к утилизации, утилизатор обязан уплатить экологический сбор в отношении отходов, которые не были утилизированы (были утилизированы с нарушениями).Пункт 5 ст. 24.2-2 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом. Из данного правила, видимо, следует, что контрагент, передавший отходы на утилизацию, освобождается от этой обязанности.

В принятый Закон также включены нормы, касающиеся запрета на утилизацию отходов от использования товаров за счет утилизации иных отходов от использования товаров (за исключением товаров, упаковки, включенных в одну группу).Пункт 4 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.

Кроме того, сохранилось предложенное в первоначальной редакции законопроекта требование, предусматривающее, что обеспечить утилизацию отходов от использования товаров возможно только путем использования таких отходов для производства товаров/продукции (но только при условии соответствия утилизируемых видов отходов и произведенных товаров/продукции специальным перечням). Однако в новой редакции ответственным за принятие таких перечней назначено Правительство РФ (а не Минприроды России совместно с Минпромторгом России). Пункты 5-6 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.

Признание утилизации невыполненной

Закон предусматривает случаи, когда утилизация не признается выполненной. К таким случаям он относит, например:Пункт 13 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.

  • заключение договора с лицом, отсутствующим в реестре утилизаторов;
  • указание в акте утилизации массы отходов от использования товаров, которая не могла быть фактически переработана утилизатором, поскольку, например, последним превышена предельная производственная мощность принадлежащего ему оборудования;
  • невыполнение обязательств по договору об утилизации по причине его расторжения.

Исключение утилизатора из реестра

Закон содержит перечень оснований для исключения юридического лица, индивидуального предпринимателя из реестра утилизаторов:Пункт 19 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.

  • представление лицом заявления об исключении из реестра утилизаторов;
  • прекращение действия лицензии на утилизацию отходов I - IV классов опасности в случае, если сведения о принадлежащем утилизатору оборудовании, используемом при утилизации отходов I - IV классов опасности, не были подтверждены в результате выездной оценки или если утилизатор производит товары (продукцию) с использованием отходов от использования товаров I - IV классов опасности;
  • ненаправление в установленный срок заявления о внесении изменений в реестр утилизаторов после получения предписания с требованием внести изменения в связи с изменением производственных мощностей и (или) изменения перечня производимых товаров (продукции);
  • выявление фактов неуплаты экологического сбора утилизатором в связи с необеспечением утилизации им отходов два и более раза; утилизаторы, исключенные по этому основанию, не смогут в течение двух лет после исключения быть повторно включены в реестр утилизаторов;Пункт 20 ст. 24.2-3 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.
  • отказ утилизатора от выполнения обязательств по договору поручительства, заключенному с импортером товаров, ввозимых из стран, не являющихся членами ЕАЭС; утилизаторы, исключенные по этому основанию, также не смогут в течение двух лет после исключения быть повторно включены в реестр утилизаторов.

Взаимодействие и работа внутри ЕФГИС УОИТ

Закон предусматривает обязанность производителей и импортеров товаров предоставлять в ЕФГИС УОИТ отчетность о массе товаров, упаковки произведенных на территории России или ввезенных в страну, в том числе:Пункт 17 ст. 24.2-2 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.

  • о массе товаров, упаковки, произведенных на территории РФ или ввезенных на ее территорию;
  • о выполнении самостоятельной утилизации (в случае ее выполнения).

Более подробно порядок и формы представления отчетности, сведений и документов будут определены Правительством РФ.Пункты 17-20 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом.

Взаимодействие Росприроднадзора, РЭО с лицами, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, осуществляется посредством использования ФГИС УОИТ. Направление предписаний и заявлений будет осуществляться через личный кабинет на сайте информационной системы.Пункт 2.2 ст. 24.4 Закона об отходах производства и потребления в ред. Закона.

Контрольно-надзорные мероприятия

Закон подробно урегулировал процедурные аспекты проверки исполнения обязанности по обеспечению утилизации отходов от использования товаров. Указанные контрольно-надзорные функции будет выполнять Росприроднадзор, взаимодействуя с РЭО, который вправе передавать Росприрондазору информацию, ставшую ему известной.Статья 24.2-4 Закона об отходах производства и потребления, введенная Законом.

Утилизационные коэффициенты

В Закон включены положения, направленные на стимулирование развития экономики замкнутого цикла, в соответствии с которыми при производстве товара с использованием вторичного сырья к нормативу утилизации будут применяться специальные коэффициенты.Пункт 15 ст. 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления, введенной Законом. Ставки экологического сбора будут дифференцированы в зависимости от свойств того или иного товара, включая простоту его утилизации, востребованность вторичного сырья, полученного при утилизации товара и т. д.Пункты 6-7 ст. 24.5 Закона об отходах производства и потребления в редакции Закона.

Полномочия государственных органов

Закон предусматривает, что порядок взимания экологического сбора, в том числе его исчисления, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора, устанавливается Правительством РФ.

Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора возлагается на Росприроднадзор.Пункт 14 ст. 24.5 Закона об отходах производства и потребления в ред. Закона.

О чем подумать, что сделать

Закон затронет широкий круг компаний, включая производителей и импортеров товаров и упаковки. Существенно изменятся и условия деятельности утилизаторов.

Производителям и импортерам при планировании своей деятельности необходимо в первую очередь учитывать требование о заключении договоров на утилизацию исключительно с лицами, включенными в реестр утилизаторов, а также требование об утилизации упаковки в объеме 55 % в 2025 г., 75 % – в 2026 г. и 100 % – с 1 января 2027 г.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать юридическую поддержку производителям и импортерам товаров, утилизаторам по вопросам применения законодательства о РОП, в том числе по вопросам:

  • заключения договоров с утилизаторами, а также оформления документации в рамках исполнения таких договоров;
  • расчета суммы экологического сбора;
  • взаимодействия с Росприроднадзором.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

16.08.2023

Новости экологии - Выпуск 22: закон о реформе РОП, сброс сточных вод, система ликвидации накопленного вреда и др

Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных новостях экологии с 31 июля по 14 августа 2023 г.

Смотреть

11.03.2025

Отчетность по экосбору в 2025 г.

Напоминаем производителям и импортерам товаров и упаковки о том, что отчетная компания 2025 года в рамках расширенной о...

10.03.2025

Недропользование на землях сельхозназначения: риски и последствия

Руководитель экологической группы Сибирского офиса «Пепеляев Групп» Юлия Юрченко рассмотрела пользование недрами на землях...

28.02.2025

Экология: MustRead от 28 февраля 2025 г.

Главные новости: Новые требования по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов ...

25.02.2025

Суды трех инстанций рассмотрели материалы административного дела, обжалованные неуполномоченным лицом

Судья ВС напомнил правила обжалования решения судьи, принятого по результатам рассмотрения протеста на определение о...