Загрузка...
22.03.2023
6 мин. на чтение

Новый порядок учета медицинских и фармацевтических работников, студентов медицинских и фармпрофилей

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что с 1 марта 2023 г. вступило в силу новое лицензионное требование для фармацевтических компаний, предусматривающее обязанность по ведению персонифицированного учета фармацевтических работников, участвующих в фармацевтической деятельности.

Основные новеллы

Речь о поправках в Основы законодательства об охране здоровья граждан в РФ,[1] утверждающих наряду с медицинскими работниками обязательный персонифицированный учёт фармацевтических работников и студентов средних профессиональных и высших медицинских и фармацевтических образовательных учреждений. Новые категории работников системы здравоохранения добавили в описание функционала Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (п. 2 ч. 3 ст. 91 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Изменения предполагают обязательную регистрацию фармацевтической организации (аптеки, дистрибьютора) в федеральном реестре медицинских организаций (далее ― ФРМО) с последующим занесением в федеральный регистр медицинских работников (далее ― ФРМР) данных о фармацевтических работниках такой организации, включая фармстудентов при условии соблюдения порядка допуска их к осуществлению фармацевтической деятельности.

Для реализации нового требования Минздрав России подготовил Приказ о порядке ведения ФРМР[2]. До вступления Приказа в силу в ФРМР учитывались только работники-медики, а теперь - еще и фармработники, и студенты.

Ведение ФРМО и ФРМР также 1 марта года сделали новым лицензионным требованием для осуществления фармацевтической деятельности.[3] Начиная с 1 марта 2023 г., аптеки и дистрибьюторы для поддержания фармацевтической лицензии обязаны вносить данные об организации в ФРМО и занятых в осуществлении фармацевтической деятельности сотрудниках в ФРМР.

Однако, под данное лицензионное требование попадают не все фармработники. Исключение, по аналогии с медработниками, сделали для работников федеральных аптек и складов, подведомственных Минобороны России, МВД России и другим правоохранительным органам. Им предоставили право выбирать, вносить данные о своих работниках или нет.

Таким образом, производители (при наличии фармлицензии), дистрибьюторы, аптеки и больницы, имеющие в структурное фармподразделение (больничную аптеку), обязаны обеспечить внесение сведений о своих фармработникам в ФРМР.

Нормативные акты о персонифицированном учете фармацевтических работников действуют непосредственно, без переходного периода. Начиная с 1 марта 2023 г., невыполнение данной обязанности может повлечь привлечение организации к административной ответственности за нарушение лицензионных требований со штрафом от 30 до 40 тыс. руб.[4] либо за грубое нарушение лицензионных требований со штрафом от 100 до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.[5]

Как вести учет сотрудников?

Приказом изменился процесс внесения сведений в ФРМР. Он будет состоять из трех этапов: первичный учет, внесение основных сведений и актуализация данных.

Вид учета

Кто осуществляет учет?

О ком вносятся данные

В какой срок заносятся данные

Какие данные вносятся?

Первичный учет

Осуществляется в автоматическом режиме посредством взаимодействия информационных систем на основании решения аккредитационной комиссии

О прошедшем аккредитацию специалиста

В течение 2 рабочих дней со дня получения протокола заседания аккредитационной комиссии

  • ФИО

  • Пол

  • Дата рождения

  • Гражданство

  • Данные паспорта

  • СНИЛС

  • Сведения о прохождении специалистом аккредитации (кроме записей об обучающемся)

Лица, уполномоченные на внесение основных сведений в ФРМР

О медицинском работнике с иным образованием или о младшем медицинском персонале

Внесение основных сведений

Работодатели назначают ответственных лиц за внесение сведений

О медицинском и фармацевтическом работнике, непосредственно занятые в осуществлении деятельности

Не позднее 3 рабочих дней со дня заключения трудового договора с медицинским или фармацевтическим работником (в том числе при работе по совместительству)

Данные вносятся на основании первичных документов кадрового учета и документов, предоставляемых медицинским или фармацевтическим работником

Актуализация данных

Осуществляется уполномоченными лицами на основании первичных документов кадрового учета и документов, представляемых мед и фармработниками лично или через личный кабинет в ФРМР

Актуализация основных сведений о медицинском и фармацевтическом работнике, непосредственно занятые в осуществлении деятельности

Актуализация осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня получения новых сведений

Основные данные:

  • ФИО;

  • Место рождения;

  • Гражданство;

  • Данные паспорта;

  • Место жительства;

  • Место регистрации;

  • Дата регистрации;

  • Сведения об образовании, полученные и подтвержденные на интернет-портале НМО[6];

  • Сведения о результатах сдачи экзамена по допуску к осуществлению мед или фармдеятельности на должностях специалистов со средним мед или фармобразованием;

  • Сведения о членстве в профессиональных НКО.

Внесение уполномоченными лицами в ФРМР сведений

 

 

Актуализация сведений о трудоустройстве мед или фармработника

Актуализация осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня получения новых сведений

Сведения о трудоустройстве:

  • Наименование организации, осуществляющей мед или фармдеятельность;

  • Занимаемая должность;

  • Дата начала трудоустройства;

  • Тип занятия должности;

  • Ставка;

  • Дата окончания трудоустройства;

  • Основании окончания трудоустройства;

  • Причина увольнения;

  • Причина временного неисполнения функциональных обязанностей (ФО);

  • Дата начала временного неисполнения (ФО);

  • Дате окончания временного неисполнения (ФО).

Осуществляется в автоматическом режиме на основании протокола заседания аккредитационной комиссии

Актуализация сведений об образовании, об освоении образовательной программы СПО и ВО мед или фармработника

В течение 2 рабочих дней со дня поступления в федеральный регистр протокола

Сведения о прохождении аккредитации специалиста


Руководители фармацевтических и медицинских организаций должны обеспечить контроль за внесением основных сведений и актуализацией данных.[7]

Сложности толкования

Действующими нормативными актами не урегулировано несколько существенных вопросов в части проведения персонифицированного учета фармацевтических работников.

  • Не решен вопрос о необходимости ведения учета медработников и фармработников, непосредственно не осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность, например, медицинских и фармацевтических представителей производителей и дистрибьюторов лекарственных препаратов.

  • Одним из проблемных вопросов остается соотнесение требований о персонифицированном учете фармработников и возможность передачи фармкомпаниями части деятельности на аутсорсинг, что с 1 сентября 2022 г. предусмотрено Положением о лицензировании фармацевтической деятельности.[8] В частности не решены вопросы: обязана ли компания, обладающая оптовой лицензией на торговлю лекарствами, передавать в ФРМР данные на сотрудников компании, предоставляющей аутсорсинговые услуги по хранению и/или логистике лекарственных препаратов? Какое минимальное количество персонала с фармацевтическим образованием должно быть у такого дистрибьютора?

  • Открытым остается вопрос необходимости внесения сведений об ответственном лице или иных сотрудниках дистрибьютора, не имеющих фармацевтического образования. Наличие фармацевтического образования у ответственных лиц и иного персонала в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 № 80 «Об утверждении Правил надлежащей дистрибьюторской практики в рамках Евразийского экономического союза» не установлено в качестве обязательного. В случае, если на складе сотрудники имеют другое образование, то нужно ли их вносить в ФРМР? Как будет оцениваться соблюдение лицензионных требований в данной ситуации?

  • Представляется, что внесение в ФРМР ряда персональных данных, например, данные о периодах временного неисполнения функциональных обязанностей, ставках может быть излишним, а также привести к негативным последствиям для конкуренции на рынке. Возможно, впоследствии перечень категорий информации, загружаемой ФРМР будет сокращен.

Несмотря на наличие пробелов в регулировании, которые вероятнее всего будут разрешены в процессе правоприменения, фармацевтическим компаниям уже на текущем этапе для снижения административных рисков можно рекомендовать начать процессы внесения сведений о своих компаниях и работниках в ФРМО и ФРМР соответственно.

При возникновении технических или иных трудностей с занесением данных необходимо фиксировать попытки внесения сведений в электронные реестры путем формирования электронных или иных доказательств, так называемых защитных файлов (фотографии, скриншоты страниц и уведомлений, запросы в службы поддержки и т.д.).

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» готовы оказать консультационную поддержку по вопросам, связанным с функционированием ФРМР, порядком взаимодействия субъектов внутри системы, а также по иным спорным вопросам, в т.ч. возникающим при проверке регулирующими органами соблюдения фармацевтическими компаниями лицензионных требований.


[1] Федеральный закон от 14.07.2022 № 275-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

[2] Приказ от 28.10.2022 № 708н «Об утверждении порядка ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего медицинского образования, образовательным программам среднего профессионального и высшего фармацевтического образования» (здесь и далее – Приказ). Вступил в силу с 1 марта 2023 г.

[3] Пункт 6 «р» Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 № 547 в редакции постановления Правительства РФ от 29.11.2022 № 2164 «О внесении изменений в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности».

[4] Часть 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

[5] Часть 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

[6] За исключением сведений о повышении квалификации или о профессиональной переподготовке.

[7] Пункт 16 и 24 Приказа № 708н.

[8] Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 № 547.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

31.03.2022

Топ-5 регуляторных изменений аптечного рынка в 2022 году

Таисия Кубрина, юрист «Пепеляев Групп», рассказала об изменениях в регулировании аптечного рынка в 2021 году и об основных нововведениях, ожидающих рынок, в 2022 году.

Смотреть

14.04.2025

Федеральную аптечную сеть оштрафовали на 500 тыс. руб. за продажу недоброкачественных лекарств

Арбитражный суд Саратовской области оштрафовал федеральную аптечную сеть на 500 тыс. руб. за продажу лекарств, подлежащих...

11.04.2025

Второй лишний, патентный портфель и комплаенс: актуальные проблемы фармацевтики в цитатах

Фармацевтика продолжает сталкиваться с множеством вызовов, связанных с адаптацией к изменениям в различных областях, включая...

08.04.2025

За чертой. В какие сроки необходимо уничтожать лекарственные препараты

С 1 марта вступил в силу расширенный перечень лекарственных препаратов, запрещенных к реализации всеми участниками рынка....

08.04.2025

Спорная должность. Некорректное оформление трудовой может поставить крест на карьере фармспециалиста

Провизор из Курска, имея действующую аккредитацию провизора, устроилась на работу фармацевтом в Курский территориальный ...