Новый порядок рассмотрения экономических споров в Верховном Суде РФ
Внесенный 5 марта 2014 г. пакет законопроектов окончательно определяет контуры судебной реформы и позволяет составить представление о порядке рассмотрения арбитражных дел после объединения высших судебных органов.
1. Порядок пересмотра в Верховном Суде РФ судебных актов арбитражных судов
Проектом закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (в части реализации положений Закона Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»)» (законопроект № 466670-6) предусмотрены следующие положения:
1.1. Рассмотрение кассационных жалоб в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ («вторая кассация»)
АПК РФ дополняется статьями 291.1 – 291.15, которые предусматривают возможность повторного кассационного обжалования судебных актов арбитражных судов в создаваемую в «новом» Верховном Суде РФ (далее – ВС РФ) в связи с упразднением ВАС РФ Судебную коллегию по экономическим спорам (далее – СКЭС), если данные решения обжаловались в арбитражном суде округа («первая кассация»).
Решение о передаче кассационной жалобы на рассмотрение СКЭС принимается единолично одним из судей СКЭС, однако председатель ВС РФ или его заместитель вправе отменить определение судьи об отказе и передать дело на рассмотрение в судебном заседании СКЭС.
Основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда являются существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
1.2. Пересмотр решений арбитражных судов в порядке надзора в Верховном Суде РФ
Определения СКЭС, вынесенные в порядке кассационного производства, а также иные судебные акты СКЭС могут быть обжалованы в Президиум ВС РФ и пересмотрены им в порядке надзора.
Решение о передаче надзорной жалобы в Президиум ВС РФ принимается единолично судьей ВС РФ, однако председатель ВС РФ или его заместитель вправе отменить определение судьи об отказе и передать дело на рассмотрение Президиума.
Кроме того, председатель ВС РФ или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре практически любых судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права.
Основания отмены или изменения обжалуемого судебного акта аналогичны предусмотренным действующим АПК РФ основаниям отмены судебных актов Президиумом ВАС РФ.
1.3. Переходные положения в связи с упразднением ВАС РФ и началом работы «нового» Верховного Суда РФ
Дела об оспаривании нормативных актов, не рассмотренные арбитражными судами на 6 августа 2014 г., рассматриваются судами, принявшими их к производству.
Дела, которые рассматривались ВАС РФ в качестве суда первой инстанции, не рассмотренные на 6 августа 2014 г., передаются для рассмотрения в ВС РФ.
Судебные акты, обжалованные в кассационном порядке в арбитражный суд округа, а также постановления или определения арбитражных судов округов после 6 августа 2014 г. могут быть обжалованы в СКЭС.
Поступившие в ВАС РФ заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, в отношении которых на 6 августа 2014 г. не вынесено определение о передаче дела в Президиум ВАС, передаются в СКЭС.
Переданные в Президиум ВАС РФ, но не рассмотренные на 6 августа 2014 г. дела передаются на рассмотрение в Президиум ВС РФ.
2. Передача дел об оспаривании кадастровой стоимости и некоторых других дел из арбитражных судов в суды общей юрисдикции
Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами» (законопроект № 466637-6) предусматривается исключение из компетенции арбитражных судов дел по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости, а также некоторых иных дел, и их отнесение к компетенции судов общей юрисдикции.
3. Сохранение в силе правовых позиций ВАС РФ
Проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (в части реализации положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации")» (законопроект № 466627-6) предусматривается, что разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ.
Комментарий ПГ. Законопроект не содержит подобных положений в отношении правовых позиций, сформированных в постановлениях Президиума ВАС РФ. Однако в проекте вышеуказанных поправок в АПК РФ (законопроект № 466670-6) предлагается в ст. 170 «Содержание решения» АПК РФ установить, что в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума ВС РФ и сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума ВС РФ и сохранившие силу постановления Президиума ВАС РФ. Таким образом, предполагается, что постановления Президиума ВАС РФ также в течение определенного срока сохранят свою силу.
4. Ранее принятые законы в отношении «нового» Верховного Суда РФ
Напоминаем, что 5 февраля 2014 г. Президентом РФ был подписан первый пакет законов, связанных с объединением высших судебных органов, в соответствии с которыми ВАС РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, будут переданы в юрисдикцию ВС РФ.
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», который можно считать базовым, определяет компетенцию и структуру ВС РФ. В соответствии с данным законом обновленный ВС РФ будет иметь следующую структуру:
- Пленум ВС РФ;
- Президиум ВС РФ;
- Апелляционная коллегия;
- Судебные коллегии: по административным, гражданским, уголовным делам и экономическим спорам, по делам военнослужащих;
- Дисциплинарная коллегия.
Президиум ВС РФ проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым и вновь открывшимся обстоятельствам вступившие силу судебные акты, рассматривает отдельные вопросы судебной практики.
Апелляционная коллегия рассматривает в качестве суда второй инстанции дела, подсудные ВС РФ, по которым в качестве суда первой инстанции вынесены решения судебными коллегиями ВС РФ.
Судебные коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности ВС РФ, рассматривают дела в апелляционном и кассационном порядке.
Дисциплинарная коллегия рассматривает дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей.
Выводы и рекомендации
Судебная реформа по объединению высших судов влечет существенные изменения судопроизводства на уровне кассационного обжалования и пересмотра судебных актов в порядке надзора. В ходе унификации процесс пересмотра решений арбитражных судов в ВС РФ будет приближен к процессу пересмотра решений судов общей юрисдикции в ВС РФ.
Судя по предложенным в президентских законопроектах изменениям, слияние арбитражных судов и судов общей юрисдикции не предполагается. В то же время, в дальнейшем не исключается разработка и принятие единого процессуального кодекса.
Ожидается, что не позднее июня данные законопроекты будут рассмотрены и с незначительными поправками приняты.
Вышеизложенные изменения необходимо принимать во внимание как при инициировании новых экономических споров, так и при оценке перспектив обжалования судебных актов по находящимся в производстве арбитражных судов делам.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают обширным опытом в представлении и защите интересов в судебном порядке и готовы оказать квалифицированную помощь по защите прав и интересов в условиях переходного периода реформирования судебной системы.
Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь:
в Москве: к Юрию Воробьеву, Руководителю практики разрешения споров и медиации, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail;
Юлии Литовцевой, Руководителю группы практики разрешения споров и медиации, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail
в Санкт-Петербурге: Сергею Спасеннову, Партнеру, Руководителю Санкт-Петербургской практики «Пепеляев Групп», по тел.: +7 (812) 640-60-10 либо по e-mail;
в Красноярске: Егору Лысенко, Руководителю сибирского отделения «Пепеляев Групп», по тел.: +7 (391) 277-73-00 либо по e-mail.