Загрузка...
01.09.2011
4 мин. на чтение

Новые требования о порядке осуществления закупок к организациям с контрольным публично-правовым участием и организациям, осуществляющим регулируемую деятельность

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что приняты и с начала 2012 года вступают в силу новые законодательные требования к организациям с контрольным публично-правовым участием и к организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, о порядке осуществления закупок [1].

Привести свои правила и практику закупок в соответствие с вступающим в силу законом обязаны:

1. организации с контрольным публично-правовым участием (государственным или / и муниципальным):

  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) в совокупности составляет более половины,
  • государственные корпорации и компании, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также автономные учреждения;

2. организации, осуществляющие:

  • естественно-монопольную деятельность [2] (трубопроводный транспорт, оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, передача электрической и тепловой энергии, предоставление инфраструктуры железнодорожного транспорта и внутренних водных путей общего пользования, общедоступная электрическая и почтовая связь [3], захоронение радиоактивных отходов),
  • а также иную регулируемую деятельность в области газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, захоронения твёрдых бытовых отходов.

3. дочерние хозяйственные общества вышеуказанных организаций и их «внучатые» общества (т.е. дочерние общества дочерних обществ).

Основными требованиями закона являются:

1. открытость (прозрачность) сведений о закупках;

2. равное отношение к поставщикам.

В отношении открытости (прозрачности) закупок закон требует размещать на веб-сайте в интернете (без взимания платы):

  • положение о закупках (включающее правила о способах закупки, порядке заключения и исполнения договоров);
  • план закупок на срок не менее года;
  • извещение о проведении закупки с указанием всех существенных условий договора (проект договора является неотъемлемой частью извещения), а также критериев и порядка оценки и сопоставления заявок участников;
  • все изменения и разъяснения к закупочным документам; следствием изменений в отношении закупок на торгах является обязательный перенос торгов;
  • отчётность о закупках за каждый месяц.

Необязательно размещение сведений о закупке, цена которой не превышает 100 000 руб. (для заказчиков с годовой выручкой более 5 млрд. руб. – 500 000 руб.).

Правительство РФ может установить дополнительные требования к открытости закупок (например, перечень позиций, закупка которых осуществляется в электронной форме) либо, напротив, освободить определённые закупки от раскрытия.

В отношении равного отношения к поставщикам закон запрещает устанавливать неизмеряемые требования к участникам закупки и произвольно ограничивать их конкуренцию, в том числе в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности (ничтожные ограничения), а равно устанавливать ограничения, хотя бы и не являющиеся ничтожными, но не раскрытые заранее в положении и извещении о закупке.

Правительство РФ вправе установить преимущества для российских товаров и работ (услуг), в иных случаях ограничения, основанные на месте нахождения или месте происхождения капитала участника закупки, неправомерны.

Кроме того, Правительство РФ вправе установить преимущества для малых / средних предпринимателей, в иных случаях ограничения по размеру капитала или активов участников закупки могут быть признаны неправомерными.

Для участников закупки предусмотрена возможность жалобы на заказчика в антимонопольный орган.

До 1 июля 2012 г., если иной срок не предусмотрен Правительством РФ, сведения о закупках раскрываются на веб-сайте заказчика, после – на официальном сайте zakupki.gov.ru.

Если в течение 3 месяцев со дня вступления в силу закона (т.е. 3 месяцев с начала 2012 г.) заказчик не разместит положение о закупке, то заказчик при закупке обязан осуществлять закупки согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», пока не разместит положение. Такой же срок применяется к организациям, созданным после вступления закона в силу, и организациям, в которых увеличилась доля участия публично-правовых образований до контрольной, – со дня, соответственно, создания организации и получения уведомления о переходе под публичный контроль.

Предусмотрены льготные сроки начала обязательного применения закона:

  • начало 2013 г. – для организаций, у которых доля естественно-монопольной или иной регулируемой деятельности в выручке за 2011 г. не превышает 10%;
  • начало 2013 г. – для дочерних и «внучатых» хозяйственных обществ организаций с контролирующим государственным участием либо организаций, осуществляющих естественно-монопольные и иные регулируемые виды деятельности, т.е. для организаций, на которых закон распространяется косвенно;
  • начало 2014 г. – для организаций с контролирующим муниципальным участием, их дочерних и «внучатых» хозяйственных обществ, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» готовы помочь организациям, подпадающим под действие закона, проанализировать существующие закупочные документы и практику их применения на предмет их соответствия закону, а также привести такие документы в соответствие с требованиями нового закона или разработать такие документы в новых редакциях.


[1] Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

[2] п.п. 1-2 ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»

[3] Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. № 637 


Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Илье Болотнову, Партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по i.bolotnov@pgplaw.ru; Петру Попову, Старшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Андрею Носикову, Старшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по a.nosikov@pgplaw.ru

в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, руководителю Санкт-Петербургской практики, по тел.: (812) 640 -60-10 либо по e-mail


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.10.2024

Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с авторами статьи «Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?» Ната...

Смотреть

09.08.2024

С 1 сентября 2024 года факт принятия решения о назначении генерального директора ООО должен быть нотариально удостоверен

Информируем об одобрении 02.08.2024 Советом Федерации РФ закона, которым вводится обязанность удостоверять нотариально...

17.08.2023

Кому могут быть полезны услуги практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса

14.02.2023

Вызов праву

О том, как складывается в текущих обстоятельствах судебная практика по коммерческим спорам, рассказал Сергей Спасеннов, ...

20.06.2022

Недружественные связи. Особенности соблюдения и оспаривания контрактов в условиях кризиса

Для большинства попавших под каток санкций и контрсанкций компаний наступили обстоятельства форс-мажора, многие контракты...