Загрузка...
27.09.2011
5 мин. на чтение

Новые правила определения происхождения товаров в СНГ

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Федеральным законом от 01.06.2011 № 103-ФЗ ратифицировано Соглашение о правилах определения происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, подписанное в г. Ялте 20 ноября 2009 г. (далее – Соглашение). По информации Исполнительного комитета СНГ Соглашение для Российской Федерации вступило в силу 23 июля 2011 г. С указанной даты для России утратили силу ранее применявшиеся Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года (п. 2 Решения Совета глав правительств СНГ от 20.11.2009).

Правила определения страны происхождения товаров (далее – Правила), являющиеся неотъемлемой частью Соглашения, применяются в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения и находящихся в торговом обороте между этими государствами в рамках зоны свободной торговли СНГ.

Новые Правила содержат ряд существенных изменений и новелл по сравнению с ранее применявшимися.

1. Расширен понятийный аппарат за счет введения новых терминов и понятий, таких как: «материал иностранного происхождения», «набор продуктов», «партия товара», «цена на условиях франко-завод».

2. Уточнены операции, не отвечающие критерию достаточной обработки/переработки товара. К числу такого рода операций в числе прочих добавлены: мойка, чистка, покрытие окисью, маслом или другими веществами, глажка, операции по покраске или полировке, шелушение, шлифовка и полировка зерновых и риса, операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара, снятие кожуры, разделка фруктов, сортировка, подбор (в том числе составление наборов изделий), разлив, фасовка в мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке; разделение продукта на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного продукта и др.

3. Определены особенности определения страны происхождения набора продуктов, под которым понимается группа элементов/продуктов, классифицируемых как набор в соответствии с 3-м Основным правилом интерпретации ТН ВЭД.

Правила устанавливают, что объектом применения критерия достаточной обработки/переработки является тот или иной продукт, определяемый в качестве самостоятельного объекта классификации в соответствии с правилами классификации товаров по ТН ВЭД. В случае определения происхождения наборов продуктов объектом применения критерия достаточной обработки/переработки рассматривается каждый отдельный элемент, входящий в состав набора.
При определении страны происхождения набора продуктов допускается использование элементов или продуктов, из которых состоит набор, не происходящих из государств - участников Соглашения, при условии, что их стоимость не превышает 15% цены набора продуктов на условиях франко-завод.

4. Изменены требования и порядок заполнения сертификата о происхождении товара формы СТ-1.
В частности, в сертификат введена новая графа 9 – «Критерий происхождения». Следует внимательно относится к заполнению данной графы особенно в случаях применения к товарам критерия достаточной обработки/переработки.

В соответствии с Правилами, в случае предоставления сертификата, содержащего в графе 9 сведения о товарной позиции, в которой классифицируется конечный товар, отличные от сведений, содержащихся в таможенной декларации, вопрос о возможности предоставления режима свободной торговли решается таможенным органом страны ввоза после предоставления импортером/грузополучателем заключения о происхождении товара или акта экспертизы, выданного уполномоченным органом или иными организациями и однозначно свидетельствующего о том, что товар подвергся достаточной обработке/переработке в государстве - участнике Соглашения.

5. Оговорен ряд ранее не предусматривавшихся случаев выдачи сертификата о происхождении товара формы СТ-1. К числу таких случаев относится вывоз товара на выставки/ярмарки и перемещение товара в целях его последующей реализации.

6. Более четко определены основания для непризнания сертификата формы СТ-1, права и обязанности таможенных органов и компетентных органов, выдавших сертификат, по проверке его подлинности и подтверждению обоснованности выдачи.

Предусматривается, что в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата формы СТ-1 или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза товара может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат формы СТ-1, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая просьбы, связанные с простыми выборочными проверками сертификатов формы СТ-1. При этом на компетентные органы возложена обязанность предоставить ответ в течение 6 месяцев с даты обращения. В случае, если в течение суммарного срока 6 месяцев (3 месяца с даты первичного запроса и 3 месяца с даты повторного запроса) таможенными органами страны ввоза не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара, сертификат может быть не признан действительным.

Основания для непризнания сертификата таможенными органами перечислены в пунктах 9.1 и 9.3 Правил.

При ратификации Соглашения Российская Федерация сделала ряд оговорок, направленных на защиту интересов отечественных товаропроизводителей.

В интересах производителей сахара сделана оговорка о том, что для определения страны происхождения сахара белого (код ТН ВЭД 1701) Российская Федерация оставляет за собой право применять основное условие критерия достаточной обработки/переработки, которое выражается в изменении указанной товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков. Данная оговорка, по сути, устраняет возможность беспошлинного ввоза на территорию России из государств - участников СНГ белого сахара, выработанного из сахара-сырца. Такие же оговорки по сахару сделаны Казахстаном, Киргизией и Украиной.

Также сделана оговорка об изменении товарной позиции на уровне одного из первых четырех знаков по товарным позициям 1507-1515 ТН ВЭД (масла растительные). В целях защиты отечественных производителей жиров различного назначения и маргариновой продукции Российская Федерация будет применять правило адвалорной доли по товарной позиции 1516 ТН ВЭД - стоимость используемых при производстве материалов не должна превышать 50% цены конечной продукции, а при производстве товаров по товарным позициям 1517 и из 2106 90 980 ТН ВЭД - стоимость материалов товарных позиций 1511 и 1513 ТН ВЭД (пальмовое, кокосовое и пальмоядровое масло) не должна превышать 50% цены конечной продукции.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 01.06.2011 № 103-ФЗ о ратификации Соглашения указанные выше оговорки не применяются во взаимной торговле между государствами - участниками Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан).

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным практическим опытом в области таможенного права и внешнеэкономической деятельности, а также производства по делам об административных правонарушениях, возбужденным по фактам нарушения таможенных правил.

Юристы нашей компании окажут любую консультационную помощь по вопросам, связанным с применением таможенного законодательства Российской Федерации и Таможенного союза. Кроме того, представляют интересы организаций в качестве представителей в таможенных и судебных органах по обжалованию решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов в сфере таможенного дела, а также выступают в качестве защитников по делам об административных правонарушениях на всех стадиях административного производства.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

В Москве – к Галине Баландиной, Партнеру, Руководителю практики таможенного права и внешнеторгового регулирования, по тел.: (495) 967-00-07 либо по g.balandina@pgplaw.ru; Игорю Новокшонову, Юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по i.novokshonov@pgplaw.ru

в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру , по тел.: (812) 640-60-10 либо по s.spasennov@pgplaw.ru


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

11.07.2024

Корпоративный договор: особенности заключения и исполнения, условия, уведомление, нарушение и др.

В этом ролике Роман Соколов, юрист Санкт-Петербургского офиса «Пепеляев Групп», расскажет о важных особенностях заключения и исполнения корпоративного договора.

Смотреть

25.07.2024

Госдума готовит масштабные поправки в закон № 44-ФЗ

Информируем, что 9 июля 2024 г. в Государственную Думу внесен проект федерального закона, которым предлагается внес...

18.07.2024

Введение туристического налога

Информируем, что в соответствии с Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ, с 2025 г. курортный сбор, который взимается...

10.07.2024

Рассмотрение жалоб в ФНС России в 1 квартале 2024 г.: обзор

Федеральная налоговая служба выпустила очередной Обзор правовых позиций по итогам рассмотрения жалоб налогоплательщиков...

28.06.2024

В Госдуму внесен законопроект о запрете рекламы на заблокированных сайтах

Сообщаем, что 21 июня 2024 года в Госдуму внесен законопроект № 652920-8 «О внесении изменений в статью 12 Федерального...