Новые правила оформления паспортов отходов I-IV классов опасности
Приказ был принят в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности («регуляторной гильотины») и заменил Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» с аналогичным предметом регулирования.
Порядок паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденный Приказом (далее – Порядок), не распространяется на радиоактивные, биологические, медицинские отходы, вещества, разрушающие озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), и действует до 1 января 2027 г.[1]
1. Паспорт отходов
Паспорт отходов I - IV классов опасности (далее – Паспорт отходов) представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе[2].Паспорт отходов составляется и утверждается на каждый вид образуемых отходов I - IV классов опасности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в процессе деятельности которого образуются соответствующие отходы[3]. Для составления Паспорта отходов необходимо использовать типовые формы, утвержденные Приказом[4]. Паспорт отходов хранится у составившего его лица, направлять его куда-либо в соответствии с Приказом не требуется.
Действовавшие ранее правила паспортизации отходов предусматривали, что копии Паспортов отходов необходимо было представлять в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности[5]. Это требование отменено. |
2. Отходы, подлежащие паспортизации
В соответствии с Приказом необходимо составлять Паспорт отходов как в отношении отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО)[6], так и в отношении отходов, не включенных в ФККО. Если отходы есть в ФККО, оформлять на них Паспорт отходов требуется по одной форме, если нет – по другой[7].Обязанность составлять Паспорт отходов, не включенных в ФККО, является основным нововведением Приказа. Действовавшие до 1 января 2021 г. правила паспортизации отходов не предусматривали необходимости составлять Паспорт отходов до момента включения паспортизируемых отходов в ФККО. |
Чтобы оформить Паспорт отходов в отношении отхода, предположительно включенного в ФККО, необходимо проверить идентичность признаков отхода (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическую форму) признакам соответствующего вида отходов, указанным в банке данных об отходах[8]. При этом для определения состава отхода, как правило, требуется привлечь испытательную лабораторию, имеющую необходимую аккредитацию.
Еще одно новое требование, установленное Приказом, обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей хранить документы, на основании которых установлено соответствие отходов I - IV классов опасности виду отходов, включенному в ФККО, в течение всего срока действия Паспортов отходов[9]. При этом, согласно Приказу, Паспорта отходов действуют бессрочно. |
Чтобы оформить Паспорт отходов в отношении отхода, не включенного в ФККО, необходимо получить от территориального органа Росприроднадзора подтверждение отнесения данного отхода к конкретному виду и классу опасности в порядке[10], установленном Минприроды[11]. После получения указанного подтверждения необходимо в течение 30 календарных дней составить и утвердить Паспорт соответствующего отхода.
3. Переоформление Паспорта отходов
Приказ предусматривает следующие основания для переоформления Паспорта отходов[12]:- реорганизация юридического лица, изменение наименования юридического лица, адреса места его нахождения, - для юридических лиц;
- изменения места жительства, фамилии, имени и отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, – для индивидуальных предпринимателей;
- включение в ФККО отхода, на который ранее был оформлен паспорт отхода, не включенного в ФККО; в этом случае Паспорт отходов должен быть переоформлен в течение 30 календарных дней с даты включения соответствующего вида отходов в ФККО.
Действовавшие до 1 января 2021 г. правила паспортизации отходов не предусматривали возможности переоформления Паспорта отходов. |
О чем подумать, что сделать
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо выявить все образуемые отходы, относящиеся к I - IV классам опасности, на которые могут обратить внимание проверяющие органы (как включенные, так и не включенные в ФККО). Если в отношении каких-либо отходов отсутствует Паспорт отходов, его необходимо составить и утвердить в порядке, установленном Приказом.Необходимо помнить, что отсутствие Паспорта отходов может повлечь привлечение к административной ответственности с наложением штрафа[13]:
- для должностных лиц – от 20 000 до 40 000 руб.;
- для индивидуальных предпринимателей от 40 000 до 60 000 руб.;
- для юридических лиц – от 200 000 до 350 000 руб.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать комплексную юридическую поддержку компаниям по любым вопросам, связанным с составлением, утверждением и переоформлением Паспорта отходов.[2] Пункт 1 Порядка.
[3] Пункт 3 Порядка.
[4] Пункты 6, 7 Порядка.
[5] Пункт 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.
[6] Утвержден Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
[7] Пункты 6, 7 Порядка.
[8] Ведение указанного банка данных об отходах осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792.
[10] Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1027 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности».
[11] Пункт 4 Порядка.
[12] Пункты 8-9 Порядка.
[13] Часть 9 ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ.