Загрузка...
08.08.2022
5 мин. на чтение

Новые налоговые льготы для IT-компаний: государство продолжает стимулировать отечественную отрасль информационных технологий

en
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 14 июля 2022 г. вступил в силу закон[1], которым введены новые меры стимулирования отечественной отрасли информационных технологий. В частности, упрощены условия получения налоговых льгот, на 2022-2024 гг. до нуля снижена ставка налога на прибыль организаций.

До принятия Закона российские организации, осуществлявшие деятельность в области информационных технологий, могли претендовать на получение следующих налоговых льгот:
  • пониженная ставка по налогу на прибыль организаций: 3 % (3 % в федеральный бюджет, 0 % в бюджет субъекта РФ);
  • пониженные тарифы страховых взносов: 7,6 % (6 % на обязательное пенсионное страхование, 1,5 % на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 0,1 % на обязательное медицинское страхование).
Для получения налоговых льгот российским организациям требовалось соответствовать следующим условиям:
  • организацией получена государственная аккредитация в Минцифры России (подробнее читайте в обзоре «Пепеляев Групп»);
  • организация осуществляет льготируемые виды деятельности: разрабатывает и реализует разработанное ею ПО и (или) оказывает услуги по разработке, адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению ПО;
  • доля доходов от осуществления льготируемых видов деятельности составляет не менее 90 %;
  • среднесписочная численность работников составляет не менее 7 человек.
В рамках программы по стимулированию отечественной отрасли информационных технологий Законом упрощены условия получения налоговых льгот (п. 3, подп. «б» п. 4 ст. 1 Закона), в частности теперь:
  • доля доходов от осуществления льготируемых видов деятельности снижена с 90 % до 70 %;
  • требование к среднесписочной численности работников исключено;
  • перечень льготируемой деятельности расширен и включает также следующие виды:
    • оказание услуг (выполнение работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) программно-аппаратных комплексов (при наличии документа, выданного Минцифры России и подтверждающего отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратных комплексов);
    • реализация разработанных программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российского ПО;
    • оказание услуг по распространению рекламной информации в сети «Интернет» и (или) получению доступа к такой информации;
    • оказание услуг по предоставлению доступа к аудиовизуальным произведениям и (или) сообщениям телепередач на аудиовизуальном сервисе, включенном в реестр аудиовизуальных сервисов;
    • оказание услуг по предоставлению доступа к отдельным фонограммам, совокупности фонограмм, объектам авторского и смежных прав, связанных с фонограммами;
    • оказание услуг в сети «Интернет» по размещению и (или) продвижению предложений, объявлений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, предложений о трудоустройстве, услуг по осуществлению поиска таких предложений, объявлений (доступа к таким предложениям, объявлениям) и (или) по заключению договоров;
    • оказание организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, услуг по предоставлению доступа к электронной образовательной и (или) просветительской информации (сервисам);
    • иные виды деятельности.
Для учета доходов от осуществления некоторых из перечисленных видов деятельности организация должна соответствовать дополнительным условиям, например, оказывать услуги исключительно при помощи собственного ПО, включенного в Единый реестр Минцифры России.

С другой стороны, Законом конкретизирован перечень видов деятельности, доходы от которых организация не вправе учитывать для целей получения налоговых льгот. К таким видам деятельности относится предоставление организацией прав использования собственного ПО, в том числе путем предоставления к нему удаленного доступа через сеть «Интернет», если такие права состоят в следующем:
  • получение возможности размещать информацию об услугах общественного питания, предложение заключить договор о реализации определенного товара (блюда), изготовленного организацией, оказывающей услуги общественного питания, заключить договор купли-продажи, произвести предварительную оплату товара (блюда), при этом организация-налогоплательщик также обеспечивает возможность доставки, выдачи товара (блюда) покупателю;
  • получение возможности разместить информацию о потенциальном спросе на услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в получении возможности ознакомиться с информацией о предложениях организаций, оказывающих услуги в указанной сфере, и осуществить поиск этих предложений по заданным пользователем параметрам;
  • получение возможности в отношении определенного товара разместить в сети «Интернет» предложение, объявление о заключении договора купли-продажи товара и заключить договор купли-продажи, произвести предварительную оплату товара, если организация также обеспечивает возможность хранения, упаковки, доставки, выдачи товара покупателю с использованием недвижимого имущества и (или) транспортных средств, находящихся у нее на праве собственности, аренды или на ином праве;
  • получение возможности инициировать и осуществлять операции по безналичному переводу денежных средств;
  • иные виды деятельности.
Не исключено, что для целей применения налоговых льгот некоторые цифровые платформы (например, сервисы по заказу еды, агрегаторы такси, маркетплейсы и онлайн-банки) не смогут учитывать доходы от предоставления пользователям доступа к собственным приложениям и сервисам.
В 2022-2024 гг. для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и соответствующих обязательным условиям, размер ставки составляет 0 % (п. 3 ст. 1 Закона). Если до вступления в силу Закона организация в 2022 году применяла налоговую ставку в размере 3 %, то теперь она вправе применять ставку в размере 0 % (п. 3 ст. 2 Закона). 

Однако льготная ставка не подлежит применению:
  • организациями, созданными в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованными в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 1 июля 2022 г.;
  • организациями (в том числе кредитными организациями), в которых прямо и (или) косвенно участвует РФ, и доля такого участия составляет не менее 50 %.
Пониженные тарифы страховых взносов Законом изменены не были.

Закон касается и государственной аккредитации в Минцифры России. Действовавший ранее Порядок государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, применялся до 1 августа 2022 г. (п. 5 ст. 2 Закона).

2 августа 2022 г. стало известно, что Минцифры предлагает изменить Порядок государственной аккредитации и предусмотреть следующие требования к организациям: 
  • выручка от ИТ-деятельности составляет минимум 30 %, при этом организация ведет раздельный учет доходов. В бухгалтерской отчетности, сформированной за предыдущий отчетный период, должна быть отражена выручка от профильной деятельности;
  • организация имеет профильный ОКВЭД в качестве основного;
  • не менее 80 % сотрудников компании получают зарплату не ниже средней по стране.
Стартапы, не имеющие выручки, но инвестирующие в ИТ, также смогут претендовать на получение государственной аккредитации. Для этого им потребуется заявить разрабатываемый проект в области ИТ и указать статус его реализации.

О чем подумать, что сделать

В связи с принятием Закона IT-компаниям и иным организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, целесообразно провести «аудит» деятельности на право применения налоговых льгот. Особенно это касается организаций, в отношении которых планируется осуществить реорганизацию. 

Заблаговременное выявление и устранение возможных нарушений позволит минимизировать риск привлечения организации к ответственности.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» отслеживают изменения в законодательстве в части налоговых льгот для IT-компаний. В случае принятия подзаконных актов или опубликования официальных разъяснений ФНС России и Минцифры России по вопросу применения Закона мы проинформируем вас об этом.

В связи с изменениями законодательства мы готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку организациям, осуществляющим или планирующим осуществлять деятельность в области информационных технологий с целью получения льгот и иных мер поддержки:
  • проверка наличия оснований применения льгот и мер поддержки;
  • консультирование по вопросам приведения деятельности компании в соответствие с условиями получения мер поддержки; 
  • помощь в получении государственной аккредитации в качестве IT-компании;
  • консультирование по вопросам взаимодействия с государственными органами (при необходимости).

[1] Федеральный закон от 14.07.2022 № 321-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон).



Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

19.12.2024

Особенности работы с китайскими поставщиками: переговоры, проверка поставщика, конфликты, расчеты.

Наталья Стенина, партнер «Пепеляев Групп», берёт интервью у Алины Мезиной, менеджера по продукту компании «Мерлион».

Смотреть

04.09.2024

"Билайн" выстоял, ваша честь

3 сентября Федеральная налоговая служба (ФНС) пыталась обжаловать решение Девятого арбитражного апелляционного суда, принявшего...

04.06.2024

Апелляционный суд Москвы объяснил решение в пользу "ВымпелКома"

27 мая 2024 г. девятый арбитражный апелляционный суд г. Москвы опубликовал мотивировочную часть решения судебного заседания,...

05.05.2023

Какими налогами могут облагаться криптоактивы: ЦФА, УЦП, цифровые валюты

Налогообложение цифровых финансовых активов, утилитарных цифровых прав и гибридных цифровых прав подробно регламентировано,...

05.12.2022

Условия ведения бизнеса в России

Говоря об условиях ведения бизнеса в России ИТ-компаниями, пожалуй, стоит отметить два главных тренда – продолжение структурных...