Загрузка...
05.08.2022
4 мин. на чтение

Новеллы законодательства о специальных экономических мерах: чего следует ожидать участникам фармацевтического рынка

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что с 25 июля 2022 г. вступили в силу федеральные законы от 14.07.2022 №272-ФЗ и № 273-ФЗ, которые внесли изменения в правила осуществления государственных закупок, включая закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий, в случае введения специальных мер, связанных с безопасностью государства.

1. Что изменилось

  • Федеральный закон от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» дополнен общей нормой, предусматривающей, что организации вне зависимости от формы собственности не вправе отказаться от заключения договоров/госконтрактов в рамках Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее ФЗ-223) и Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ-44) на поставку товаров, работ, услуг для нужд армии или иных органов контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ в случае введения таких специальных мер.

    Открытыми остаются вопросы о праве отказаться от поставки ввиду невозможности производства того или иного препарата / изделия по объективным причинам, либо при предложении заключить контракт по цене, невыгодной для компании.
  • В ФЗ-223 включили норму, позволяющую госзаказчикам закупать товары для пополнения запасов вооруженных сил у единственного поставщика.

    Обращаем внимание, что осуществление таких закупок будет носить конфиденциальный характер, т.е. сведения о поставленной продукции и поставщике не будут публиковаться в открытом доступе. Сами закупки могут быть проведены по процедуре закупки у единственного поставщика путем направления заявки конкретной компании-производителю, владельцу регистрационного удостоверения на лекарственный препарат / медицинское изделие или дистрибьютору.
  • В ФЗ-44 введение режима мобилизационной экономики включили в качестве дополнительного основания для внесения изменений в действующие контракты по гособоронзаказу, заключенные в рамках Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Госзаказчики получили право увеличивать и уменьшать количество поставляемой по таким контрактам продукции в пределах нормативов, предусмотренных гособоронзаказом. Стоимость контракта также может изменяться пропорционально вносимым корректировкам.

  • Федеральным законом от 14.07.2022 № 273-ФЗ поправки были внесены в ст. 252 Трудового кодекса РФ. Правительству РФ предоставлены полномочия вводить специальные режимы работы производственных предприятий при объявлении мобилизации или иных специальных режимов. Решения Правительства могут затрагивать порядок и условия привлечения работников к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.

2. Почему актуально для фармрынка

Лекарственные препараты и медицинские изделия относятся к непродовольственным товарам и могут стать объектом закупок по гособоронзаказу[1]. Это означает, что новые требования также могут распространяться на фармкомпании; при этом, можно предположить, что указанные нормы могут применяться к закупкам препаратов и медицинских изделий, как производящихся на территории РФ, так и импортируемых - в зависимости от фактических потребностей в лекарствах или медизделиях.

Определение цены закупаемых лекарственных препаратов / медицинских изделий будет происходить на основании актуальных для осуществления конкретных видов закупок нормативных актов, в т.ч. с учетом требований по формированию начальной максимальной цены контракта (НМЦК) для лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП (Приказ Минздрава России от 19.12.2019 №1064н).

3. Вопросы компенсации работникам

Сотрудники фармацевтических компаний могут быть привлечены к работе за пределами рабочего времени. Конкретный перечень мер в сфере занятости будет устанавливаться Правительством РФ для отдельных организаций, их структурных подразделений и отдельных производственных объектов.

Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее ФЗ-31) предусмотрено, что расходы на мобилизационные работы должны оплачиваться государством, а убытки организаций покрываться в утвержденном Правительством РФ порядке, т.к. компании не могут отказаться от выполнения таких работ (ч.2 ст.9 и ч. 1 ст. 14 ФЗ-31).

Но в п. 2 ст. 14 указанного закона есть и другая позиция: часть расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, не предусмотренных бюджетом, например, затраты на содержание мощностей и объектов, частично загруженных в производстве для выполнения мобилизационных заданий (заказов), может быть возложено на сами компании. В любом случае условия частичного софинансирования затрат на мобилизацию должны быть согласованы с федеральными или региональными властями.

О чем подумать, что сделать

С учетом принятых законов фармацевтическим компаниям целесообразно осуществлять мониторинг на предмет утверждения Правительством РФ специальных экономических мер, которые прямо или косвенно могут оказать влияние не работу компаний. В том числе такие меры могут привести к необходимости корректировки планов производства / планов отгрузок, что скажется на исполнение обязательств компании перед третьими лицами (покупателями / заказчиками контрактного производства).

В целях минимизации рисков возникновения гражданско-правовых рисков поставщикам / производителям лекарств и/или медицинских изделий рекомендуется внести в договоры поставки / контрактного производства условие о возможном изменении сроков производства / поставки в одностороннем порядке при принятии соответствующих специальных экономических мер Правительством РФ, в т.ч. по ранее утвержденным заявкам. Это представляется особенно релевантным для экспортных контрактов.

Помощь консультанта

С учетом происходящих изменений в законодательстве юристы «Пепеляев Групп» готовы оказать необходимую правовую поддержку по вопросам, связанным с нововведениями в сфере государственных закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также по иным вопросам, связанным с реализацией государством специальных мер в сфере экономики.


[1] Подпункт 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»; п. 16 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

15.08.2024

Последствия приостановки СИДН. Двойное налогообложение. Сергей Сосновский

Сергей Сосновский, партнер, руководитель налоговой практики «Пепеляев Групп» в Санкт-Петербурге, рассказывает об основных последствиях приостановки действий международных...

Смотреть

25.09.2024

Биоэтический подход к легализации применения эвтаназии

Развитие биомедицины привело к тому, что границы человеческой жизни перестали быть предопределенными. Так, внушительное ...

18.09.2024

Как регулируется наценка на медицинские изделия в аптеках

В рубрику «Юрист отвечает» пришел вопрос от сотрудников аптек: «Регулируется ли государством наценка на медицинские изделия,...

18.09.2024

Законодательство ЕАЭС: изменения в фармотрасли

Процесс сближения и гармонизация законодательства в рамках ЕАЭС вступают в завершающую фазу. Проведена большая работа по...

17.09.2024

Затерялись между страниц. Переход на электронные медицинские книжки отложили еще на год

Минздрав уже дважды переносит сроки перехода на электронные медицинские книжки. Новый дедлайн назначен на 1 сентября 2025...