Новеллы законодательства о специальных экономических мерах: чего следует ожидать участникам фармацевтического рынка
Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что с 25 июля 2022 г. вступили в силу федеральные законы от 14.07.2022 №272-ФЗ и № 273-ФЗ, которые внесли изменения в правила осуществления государственных закупок, включая закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий, в случае введения специальных мер, связанных с безопасностью государства.
1. Что изменилось
-
Федеральный закон от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» дополнен общей нормой, предусматривающей, что организации вне зависимости от формы собственности не вправе отказаться от заключения договоров/госконтрактов в рамках Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее ФЗ-223) и Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ-44) на поставку товаров, работ, услуг для нужд армии или иных органов контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ в случае введения таких специальных мер.
Открытыми остаются вопросы о праве отказаться от поставки ввиду невозможности производства того или иного препарата / изделия по объективным причинам, либо при предложении заключить контракт по цене, невыгодной для компании. -
В ФЗ-223 включили норму, позволяющую госзаказчикам закупать товары для пополнения запасов вооруженных сил у единственного поставщика.
Обращаем внимание, что осуществление таких закупок будет носить конфиденциальный характер, т.е. сведения о поставленной продукции и поставщике не будут публиковаться в открытом доступе. Сами закупки могут быть проведены по процедуре закупки у единственного поставщика путем направления заявки конкретной компании-производителю, владельцу регистрационного удостоверения на лекарственный препарат / медицинское изделие или дистрибьютору. -
В ФЗ-44 введение режима мобилизационной экономики включили в качестве дополнительного основания для внесения изменений в действующие контракты по гособоронзаказу, заключенные в рамках Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Госзаказчики получили право увеличивать и уменьшать количество поставляемой по таким контрактам продукции в пределах нормативов, предусмотренных гособоронзаказом. Стоимость контракта также может изменяться пропорционально вносимым корректировкам.
-
Федеральным законом от 14.07.2022 № 273-ФЗ поправки были внесены в ст. 252 Трудового кодекса РФ. Правительству РФ предоставлены полномочия вводить специальные режимы работы производственных предприятий при объявлении мобилизации или иных специальных режимов. Решения Правительства могут затрагивать порядок и условия привлечения работников к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.
2. Почему актуально для фармрынка
Лекарственные препараты и медицинские изделия относятся к непродовольственным товарам и могут стать объектом закупок по гособоронзаказу[1]. Это означает, что новые требования также могут распространяться на фармкомпании; при этом, можно предположить, что указанные нормы могут применяться к закупкам препаратов и медицинских изделий, как производящихся на территории РФ, так и импортируемых - в зависимости от фактических потребностей в лекарствах или медизделиях.
Определение цены закупаемых лекарственных препаратов / медицинских изделий будет происходить на основании актуальных для осуществления конкретных видов закупок нормативных актов, в т.ч. с учетом требований по формированию начальной максимальной цены контракта (НМЦК) для лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП (Приказ Минздрава России от 19.12.2019 №1064н).
3. Вопросы компенсации работникам
Сотрудники фармацевтических компаний могут быть привлечены к работе за пределами рабочего времени. Конкретный перечень мер в сфере занятости будет устанавливаться Правительством РФ для отдельных организаций, их структурных подразделений и отдельных производственных объектов.
Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее ФЗ-31) предусмотрено, что расходы на мобилизационные работы должны оплачиваться государством, а убытки организаций покрываться в утвержденном Правительством РФ порядке, т.к. компании не могут отказаться от выполнения таких работ (ч.2 ст.9 и ч. 1 ст. 14 ФЗ-31).
Но в п. 2 ст. 14 указанного закона есть и другая позиция: часть расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, не предусмотренных бюджетом, например, затраты на содержание мощностей и объектов, частично загруженных в производстве для выполнения мобилизационных заданий (заказов), может быть возложено на сами компании. В любом случае условия частичного софинансирования затрат на мобилизацию должны быть согласованы с федеральными или региональными властями.
О чем подумать, что сделать
С учетом принятых законов фармацевтическим компаниям целесообразно осуществлять мониторинг на предмет утверждения Правительством РФ специальных экономических мер, которые прямо или косвенно могут оказать влияние не работу компаний. В том числе такие меры могут привести к необходимости корректировки планов производства / планов отгрузок, что скажется на исполнение обязательств компании перед третьими лицами (покупателями / заказчиками контрактного производства).
В целях минимизации рисков возникновения гражданско-правовых рисков поставщикам / производителям лекарств и/или медицинских изделий рекомендуется внести в договоры поставки / контрактного производства условие о возможном изменении сроков производства / поставки в одностороннем порядке при принятии соответствующих специальных экономических мер Правительством РФ, в т.ч. по ранее утвержденным заявкам. Это представляется особенно релевантным для экспортных контрактов.
Помощь консультанта
С учетом происходящих изменений в законодательстве юристы «Пепеляев Групп» готовы оказать необходимую правовую поддержку по вопросам, связанным с нововведениями в сфере государственных закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также по иным вопросам, связанным с реализацией государством специальных мер в сфере экономики.
[1] Подпункт 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»; п. 16 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».