Налоговая переквалификация рекламных и маркетинговых услуг, оказываемых в пользу иностранных компаний
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о распространении практики проведения налоговых проверок, целью которых является переквалификация рекламных и маркетинговых услуг, оказываемых в пользу иностранных компаний.
I. Кого это касается
Риски проведения налоговых проверок по этой теме касаются компаний, которые оказывают иностранным компаниям рекламные и маркетинговые услуги и применяют в отношении них освобождение от «российского» НДС на основании подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Особенно высоки риски для компаний, у которых предметом оказания таких услуг, выступает, в том числе, деятельность по доведению информации о продукции заказчика на профессиональных мероприятиях, адресованных т. н. «целевой аудитории».
Наиболее часто такие практики применяются фармкомпаниями, поскольку продвижение лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей, возможно ограниченными способами, в том числе:
- посредством рекламы в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях;
- путем адресного информирования врачей в ходе индивидуальных или групповых встреч (визитов, круглых столов) с представителями фармацевтических организаций
II. Почему риски налоговых доначислений высоки
Налоговые органы ориентируются на недавно появившуюся судебную практику, в которой суды поддержали налоговые доначисления в результате переквалификации рекламных и маркетинговых услуг в услуги по доведению информации о продукции до ограниченного числа третьих лиц.
Это судебные решения по спору компании «Новамедика» (дело № А40-218059/22-140-4122).
В спорном деле суд посчитал обоснованным доначисление НДС фармацевтической компании, оказывающей маркетинговые услуги своему зарубежному партнеру. Суд пришел к выводу, что «доведение информации до третьих лиц (медицинских и фармацевтических сотрудников) путем проведения лекций на специализированных медицинских мероприятиях, а также встреч с врачами и представителями аптек не может расцениваться как оказание рекламных и/или маркетинговых услуг, а является информационными услугами». И местом реализации таких услуг является территория РФ, поскольку информационные услуги в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ не поименованы.
Налоговые органы проводят проверки других компаний и применяют выводы спорного судебного решения, несмотря на то, что это дело еще не рассмотрено судом третьей инстанции (заседание суда планируется 12.10.2023).
О чем подумать, что сделать
Если обстоятельства судебного дела компании «Новамедика» похожи на те услуги, которые оказывает ваша компания, признать, что риски назначения налоговой проверки и доначисления налогов высоки.
Мы рекомендуем провести «аудит» оказываемых услуг и документов, которые оформляются в отношении них и сформировать дополнительные доказательства и аргументы, которые смогут противостоять негативным выводам суда.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом консультирования по вопросам налогообложения.
Мы можем помочь вам с оценкой налоговых рисков и подготовкой набора «защитных» документов (defense file), которые могут быть использованы при защите от налоговых претензий.