Загрузка...
07.06.2024
7 мин. на чтение

Налоговая амнистия при «дроблении бизнеса»

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о планируемых поправках в НК РФ, которыми вводятся правила амнистии налогоплательщиков, использующих «дробление бизнеса».

1. Правила разработаны во исполнение поручения Президента РФ, данного для реализации Послания Федеральному Собранию«Определить параметры налоговой амнистии для налогоплательщиков, которые применяли специальные налоговые режимы и при фактическом росте бизнеса использовали его дробление для сохранения права на применение таких режимов в целях уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, предусмотрев исключение возможности доначисления налогов, начисления пеней и штрафов, а также привлечения таких налогоплательщиков к уголовной ответственности» - http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/73759
.

2. Технически – правила сформулированы в ст. 5 масштабного законопроекта о поправках в НК РФЗаконопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по совершенствованию налоговой системы) - https://sozd.duma.gov.ru/bill/639663-8
. Принятие отдельного законаКак, например, ранее, в рамках «амнистии капиталов» - Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
 или поправок в сам текст Налогового, Уголовно-процессуального, Уголовного кодексов РФ не предполагается.

Правила в тексте законопроекта не именуются специальными терминами («налоговая амнистия», «добровольное декларирование» и т. п.). Мы далее используем слово «порядок».

3. Порядок распространяется только на «дробление бизнеса» с применением специальных налоговых режимов, что следует из определения в тексте:

«дробление бизнеса – разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения такими лицами специальных налоговых режимов».

Соответственно, порядок не будет распространяться на случаи, когда организации созданы специально для применения льгот, не связанных со спецрежимами (например, IT-льготы; разделение бизнеса между организацией на ОСН и ИП на ОСН для применения ставки НДФЛ, которая ниже ставки налога на прибыль; и т. д.).

Комментарий

Определение «дробления бизнеса» в целом учитывает подходы, сформированные в судебной практике, но сформулировано довольно неконкретно. Можно предвидеть споры относительного того, что такое «единая предпринимательская деятельность» и что такое ее «разделение». Возможны споры и по другим вопросам – см. комментарий ведущего юриста «Пепеляев Групп» Юлии Осиповой в канале PG Tax.

Представители бизнес-объединений (например, ТПП России) высказываются за доработку данного понятия в ходе работы над законопроектомСессия ПМЭФ 2024 «Совершенствование налоговой системы: справедливость, сбалансированность, стабильность» - https://forumspb.com/programme/business-programme/131443/
.

4. Порядок не предполагает принятие налоговыми или правоохранительными органами актов о применении амнистии (постановление о прекращении уголовного дела в связи с актом амнистии, решение налогового органа о списании налоговой задолженности в связи с применением «амнистии» и т. д.). Также не предполагается подача налогоплательщиком документа (заявления, добровольной декларации и т. п.) о применении «амнистии».

5. Порядок предусматривает следующий алгоритм:

  • налогоплательщик в 2022-2024 гг. применял «дробление бизнеса»;

  • на 2025-2026 гг. он добровольно отказался от «дробления бизнеса». Это обозначается в законопроекте так:

    • «добровольный отказ от дробления бизнеса – исчисление и уплата налогов лицами, применяющими дробление бизнеса, в размере, определенном в результате консолидации доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения, всей группы лиц»;

    • в этом случае обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов (по ст. 119, 120, 122 НК РФ), связанных с «дроблением бизнеса» за 2022-2024 гг. (далее в данном алерте – задолженность), прекращается.   

6. Но порядок не распространяется на ситуации, когда решения по выездным проверкам за 2022-2024 гг., которыми установлена неуплата налогов в связи с «дроблением бизнеса», вступили в силу на момент вступления в силу законопроекта (01.01.2025). Также если к этому моменту будут возбуждены по итогам таких проверок уголовные дела, то специальных оснований для их прекращения не устанавливается.

Таким образом, «точка отсечения» – это вступление к 31.12.2024 в силу решения налогового органа. Соответственно, в отношении проверок за 2022-2023 гг., которые идут сейчас, для налогоплательщиков существует неопределенность, а для налоговых органов – наоборот, свобода усмотрения: можно либо ускоренно завершить проверку и все последующие процедуры, включая рассмотрение апелляционной жалобы, чтобы решение вступило в силу уже в 2024 г., и порядок не применялся. Либо наоборот – можно затянуть процедуры и перенести вступление решений в силу на 2025 г.

7. Конкретная величина задолженности налогоплательщика в связи с «дроблением бизнеса» может быть определена по итогам выездной проверки за 2022-2024 гг.

В акте налоговой проверки и в решении, принятом по результатам проверки за 2022–2024 гг., описание выявленных нарушений и расчет суммы подлежащей уплате недоимки, возникшей в результате дробления бизнеса и по иным основаниям, производятся отдельно в описательной и резолютивной частях акта и решения.

Со дня вступления в силу закона (01.01.2025) приостанавливается вступление в силу решений, вынесенных по результатам проверок за 2022-2024 гг. в части правонарушений, являющихся дроблением бизнеса.

Отдельно установлено, что приостановление не отменяет права налогоплательщика на обжалование решения налогового органа в вышестоящий орган и в суд в установленные НК РФ сроки и порядке и не прерывает течение сроков на обжалование такого решения.

Комментарий

Есть некоторое противоречие с тем, что по НК РФ апелляционная жалоба подается на не вступившее в силу решение налогового органа, а затем инстанцией выше обжалуется уже вступившее силу решение. Сохранится ли возможность подавать жалобы в ФНС России как административный орган «второй инстанции»?

8. Конкретная процедура прекращения обязанности по уплате задолженности, установленной ВНП за 2022-2024 гг., будет зависеть от того, проведет ли налоговый орган выездную проверку за 2025-2026 гг.:

  • если проверка проведена и продолжение «дробления бизнеса» не установлено, обязанность по уплате задолженности за 2022-2024 гг. прекращается с момента вступления в силу решений, вынесенных по результатам выездных проверок за 2025-2026 г.

  • если проверка не проведена, обязанность по уплате задолженности прекращается только с 01.01.2030.

Если же выездная проверка за 2025-2026 гг. установит, что налогоплательщик от дробления бизнеса не отказался (либо отказался частично), то и его обязанность по уплате задолженности за 2022-2024 гг. не прекращается (или прекращается только в соответствующей части). Решение, которым установлена задолженность за 2022-2024 гг., в этом случае вступает в силу и подлежит принудительному исполнению.

Комментарий

Получается, что если налоговый орган не проводил выездную проверку за 2022-2024 гг. и не зафиксировал факт «дробления бизнеса» и величину задолженности, то комментируемый порядок на налогоплательщика не распространяется.

9. Если налогоплательщик, применявший «дробление бизнеса» в 2022-2024 гг., отказался от «дробления» за 2025 и (или) 2026 г. только после назначения проверки за 2025-2026 г., то к нему будет применена своеобразная санкция: он должен погасить задолженность и за 2024 г., чтобы была прекращено его обязанность по уплате задолженности за 2022-2023 гг.

10. Отметим, как предполагается устранять уголовно-правовые риски для налогоплательщиков. Внесение поправок в УК, УПК РФ не планируется.

Порядок будет действовать путем «блокирования» направления материалов налоговыми органами в правоохранительные по п. 3 ст. 32 НК РФ (чтобы не было единственного повода для возбуждения уголовных дел по «налоговым» ст. 198-199.2 УК РФ, предусмотренного ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ).

11. В законопроекте указано, что при прекращении применявших дробление бизнеса лиц (в результате реорганизация, ликвидации, банкротства, прекращения деятельности ИП, обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом), обязанность по уплате задолженности за 2022-2024 гг. возникшая в связи с дроблением бизнеса, прекращается.

Но если решением по результатам выездной проверки установлено, что осуществление деятельности налогоплательщика с использование дробления бизнеса продолжается в 2025 и 2026 гг. иной группой лиц, на такие лица возлагается обязанность по уплате налогов, отраженных в решении по результатам налоговой проверки налогоплательщика за налоговые периоды 2022–2024 гг., пеней и штрафов в связи с дроблением бизнеса.

Комментарий

По нашему мнению, эта норма, если будет принята в существующем виде, способна породить неопределенность и споры.

Встает вопрос, что означает «деятельность налогоплательщика продолжается иной группой лиц»? Выполнение каких условий будут означать, что это именно продолжение той же деятельности? Использование того же бренда? Тех же мест деятельности (например, где располагались магазины, кафе прекратившего деятельность налогоплательщика)?

Как будет определяться «группа лиц», на которую возлагается обязанность по уплате?

Далее, как обязанность по уплате задолженности возлагается на новую «группу лиц» и как она будет исполняться – это принудительное исполнение решений по выездным проверкам за 2022-2024 гг. за счет имущества «иной группы лиц» (по правилам ст. 46-47 НК РФ), или же взыскание в судебном порядке по искам налоговых органов (аналог подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ)?

О чем подумать, что сделать

Комментируемые поправки в существующем виде вызывают множество вопросов. Не исключено, что в ходе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе нормы претерпят изменения.

Рекомендуем налогоплательщикам, которые усматривают в своей деятельности признаки «дробления бизнеса», внимательно следить за рассмотрением поправок и соотносить их со своими обстоятельствами.

Помощь консультанта

Юристы «Пепеляев Групп» имеют большой опыт как консультирования клиентов по рискам, связанным с «дроблением бизнеса», так и защиты интересов при обжаловании претензий налоговых органов.

Мы готовы помочь вам оценить существующую в вашем бизнесе ситуацию, чтобы понять, насколько к вам применим комментируемый порядок, и какие действия для защиты прав и интересов можно предпринять.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

10.04.2024

Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка. Сергей Пепеляев и Евгений Леонов.

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Геннадьевича Пепеляева с автором статьи «Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка» Евгением Леон...

Смотреть

01.07.2024

Налоговые новости. Дайджест 24-30 июня 2024 г.

Главные новости: Масштабные поправки в НК РФ готовятся ко второму чтению; Минфин предложил взыскивать долги...

28.06.2024

«Войны и налоги». Авторская лекция Сергея Пепеляева. Петербургский правовой саммит 2024

Запись авторской лекции Сергея Пепеляева «Войны и налоги» с Петербургского правового саммита в 2024 году, в ко...

24.06.2024

Правовые критерии налогообложения: опыт 33 лет российской налоговой системы / С. Г. Пепеляев. – Москва : Статут, 2024. – 504 с.

Книга о правовых критериях (стандартах) налогообложения, которые в последнее время подвергнуты жестким испытаниям...

24.06.2024

Налоговые новости. Дайджест 17-23 июня 2024 г.

Главные новости: Решать устанавливать или нет туристический налог будут регионы; Масштабные поправки в НК РФ приняты...