Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Минюстом разработан и размещен для общественного обсуждения проект федерального закона о внесении изменений в УК РФ, а именно: об увеличении размеров штрафов за совершение отдельных преступлений экономической направленностиО внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (об увеличении размеров штрафов за совершение отдельных преступлений экономической направленности) ID проекта 01/05/01-25/00153769 (далее – Проект); https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=153769 (далее – Законопроект).
Статистика экономических преступлений
В 2024 г. было зарегистрировано 105 437 преступлений экономической направленностиПо данным ЕМИИС https://fedstat.ru/indicator/36222, тем самым, общее количество зарегистрированных преступлений экономической направленности выросло на ≈1,76% по сравнению с 2023 г.С 2020 г. количество привлеченных к уголовной ответственности лиц по уголовным делам данной категории не опускается ниже 10 000. В 2023 г. показатели достигли рекордных 15 330 лиц, осуждено из них было 11 910, а оправдан лишь 51 человекПо данным «Судебная статистика РФ» https://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/ug/t/11/s/1.
В Пояснительной записке к Законопроекту отмечается, что за период с 2021 года по 2023 год по данным статьям УК РФ было осуждено 3 126 лиц, при этом штраф в качестве основного наказания был назначен 1 596 осужденным (51 %)Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (об увеличении размеров штрафов за совершение отдельных преступлений экономической направленности)» URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=153769.
С чем связаны изменения?
По информации разработчиковПояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (об увеличении размеров штрафов за совершение отдельных преступлений экономической направленности)» URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=153769, Законопроект подготовлен в соответствии с п. 27 Плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2025 год (утв. распоряжением Правительства РФ от 23.12.2024 № 3946-р).Кроме того, в минувшем 2024 г. увеличились размеры крупного и особо крупного ущерба по 36 составам экономических преступлений, что привело к декриминализации и переводу в разряд административных части преступлений. Однако размеры штрафов остались прежними и не учитывают уровень инфляции в стране с 2003 г., что противоречит одной из основных целей наказания – восстановление социальной справедливости, полагают разработчики Законопроекта.
Ссылаясь на статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ, утверждается востребованность штрафов, как основного вида наказания за преступления экономической направленности.
Что предложено изменить?
Нововведения затрагивают статьи УК РФ об экономических преступлениях, нарушениях авторских и смежных прав, причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.Увеличить штрафы предлагается за:
- мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба (ст. 159 УК РФ), — штраф вырастет с 1 млн до 1,5 млн руб.;
- незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ) — с 200 тыс. до 1 млн руб.;
- злоупотребление при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ) — сейчас штрафы по ней составляют 100–500 тыс. руб., повысится до 2 млн руб.;
- преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ) — вместо 200–500 тыс. руб. предложено штрафовать на 0,8–2 млн руб., по ч. 2 данной статьи — от 4 млн руб. (сейчас от 3 млн руб.);
- уклонение от уплаты налогов (ч. 1 ст. 199 УК РФ) — на данный момент штраф составляет от 100 тыс. до 300 тыс. руб., после повышения диапазон будет от 500 тыс. до 1,5 млн руб. и т.д.
Таким образом, размеры штрафов будут адаптированы к современным социально-экономическим реалиям, а наказание будет соответствовать характеру и степени общественной опасности деяний.
Что останется прежним?
Сроки лишения свободы в санкциях упомянутых статей останутся прежними. Соответственно, сроки давности по экономическим статьям также не изменятся.Мнения, комментарии
В юридическом сообществе предлагаемые изменения уже стали объектом активных обсуждений. Многие юристы отмечают тенденцию усиления финансовой нагрузки на граждан в области судебной и правоохранительной деятельности.Высказываются мнения, что увеличение экономических штрафов обосновано лишь при их 100%-ном применении в качестве санкции по экономическим составам УК РФ и исключении наказания в виде лишения свободы из альтернативных санкций ряда «экономических» норм УК.
Обращает на себя внимание применение законодателем разного расчета «коэффициента инфляции» при увеличении штрафов и при прошлогоднем изменении «пороговых» значений для криминальной квалификации в экономике. Так, к примеру, пороговое значение особо крупного размера по ч. 3 ст. 146 УК было увеличено на 50 %: с 1 млн до 2 млн руб. При этом штраф по данной статье предлагается повысить с 500 тыс. до 2,5 млн руб. – т.е. на 80 %.
По мнению ряда экспертов, вместо предлагаемой «индексации» целесообразно вернуться к существовавшим до 2003 г. условным единицам для исчисления сумм ущерба и штрафов, снова «увязав» их с МРОТhttps://www.advgazeta.ru/novosti/shtrafy-za-sovershenie-otdelnykh-prestupleniy-ekonomicheskoy-napravlennosti-predlozheno-uvelichit/.
О чем подумать, что сделать
В настоящее время Законопроект проходит общественные обсуждения и антикоррупционную экспертизу, в Госдуму пока не внесен. Следует отслеживать дальнейшее прохождение Законопроекта.Компаниям, работающим на российском рынке, может потребоваться профессиональная квалифицированная оценка принимаемых бизнес-решений и иных организационных и правовых действий с учетом возрастающего риска тяжелых экономических последствий их квалификации как уголовно-наказуемых деяний.
Помощь консультанта
Юристы «Пепеляев Групп» готовы проанализировать деятельность и процедуры в Вашей компании на предмет уголовно-правовых рисков, разработать дополнительные меры по защите прав и законных интересов компании и ее руководителей от растущих рисков экономически неблагоприятных последствийhttps://www.pgplaw.ru/practice-and-industry/practices/ugolovno-pravovoy-compliance/.