Загрузка...
16.12.2020
3 мин. на чтение

Минфин России: депозитарные расписки в СИДН с Кипром не равны акциям

Минфин России разъяснил[1] правила применения льготных ставок по новой редакции СИДН между Российской Федерацией и Кипром.

Напомним, что согласно вновь введенным пп. ii п. 3 ст. 10 и п. 4 ст. 11 СИДН с Кипром[2]  ставка налога не должна превышать 5 %, если одновременно выполняются следующие условия:
  • компания является фактическим получателем дохода;
  • ее акции котируются на зарегистрированной фондовой бирже;
  • не менее чем 15 % акций, дающих право голоса в такой компании, находятся в свободном обращении;
  • такая компания прямо владеет не менее чем 15 % капитала компании, выплачивающей проценты, в течение периода 365 дней, включающего день выплаты процентов.
Минфин разъяснил, приравниваются ли обращающиеся на зарегистрированной фондовой бирже депозитарные расписки к обращающимся акциям для целей применения лица, который может пользоваться льготной 5 % ставкой. Ни Протокол, ни прежние положения СИДН термин «акции» для целей ст. 11 СИДН с Кипром не раскрывают, но налогоплательщик, обратившийся за разъяснениями в ведомство, привел в пример п. 4 ст. 10 СИДН с Кипром, согласно которому термин «акции» для использования положений ст. 10 СИДН включает в себя депозитарные расписки. 

Минфин России разъяснил, что обращающиеся на зарегистрированной бирже депозитарные расписки не могут приравниваться к акциям, указанным в условии для применения льготной ставки 5 %, поскольку:
  • депозитарные расписки являются самостоятельным финансовым инструментом;
  • при согласовании условия для льготной ставки по СИДН государства договорились именно об акциях, а не иных ценных бумагах или финансовых инструментах;
  • указание на включение в термин «акции» депозитарных расписок распространяется только на определение дохода в виде дивидендов[3], а не на условия для применения льготной ставки.

О чем подумать, что сделать

Выводы Минфина имеют более широкое применение, поскольку модель изменений СИДН с Кипром, Мальтой, Люксембургом и, вероятно, в будущем с Нидерландами является единой. Следовательно, единым будет и подход к применению льготной ставки для публичных компаний.

Отметим, что многие крупные российские бизнес-структуры, присутствующие в вышеуказанных юрисдикциях, используют депозитарные расписки для публичного размещения на зарубежных фондовых биржах. Позиция Минфина лишает такие структуры права на 5 % ставку как для процентов, так и для дивидендов, несмотря на то, что такие иностранные компании все же являются публичными. Это, в свою очередь, может повлечь снижение инвестиционной привлекательности СИДН для реальных зарубежных инвесторов, поскольку прямое размещение акций в публичном доступе на нескольких фондовых биржах в сравнении с размещением депозитарных расписок является более трудоемким и сложным процессом. 

При этом, на наш взгляд, выводы Минфина нельзя назвать бесспорными даже с точки зрения текстуального подхода, на который ссылается ведомство. Пункт 4 ст. 10 СИДН в новой редакции включает депозитарные расписки в понятие акций для целей всей статьи 10. Значит, это относится и к подп.(ii) пункта 3, который содержит условие о свободном обращении не менее 15 % акций компании. Если при согласовании изменений в СИДН стороны намеревались сделать на этот счет какие-то оговорки, это должно было найти отражение в Протоколе. Минфин не может односторонне сужать действие п. 4 ст. 10 СИДН в части термина «акции».

Что же касается статьи 11, то нужно отметить, что пункт 4 этой статьи в части определения публичной компании совпадает с текстом подп. (ii) пункта 3. Поэтому сложно представить, что стороны СИДН все же имели в виду совершенно разный круг лиц, имеющих право на льготы, и в одном случае акции включают в себя депозитарные расписки, а в другом нет. 

Если намерения сторон были иными, неясность следует устранить подписанием и опубликованием соответствующего протокола или меморандума.

Помощь консультанта

Команда «Пепеляев Групп» имеет обширный опыт в международном налоговом праве и готова предоставить свои услуги в области консультирования в части применения положений СИДН, как старых, так и изменённых, а также по их толкованию и разъяснению. 



[1] Письмо Минфина России от 18.11.2020 № 03-08-05/102406.
[2] "Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года" (Подписан в г. Никосии 08.09.2020).
[3] Пункт 4 ст. 10 СИДН с Кипром .

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

20.02.2025

Китайская правовая система: законы или прецеденты, инвестиции, налоговые льготы, недвижимость и др

Наталья Стенина, партнер «Пепеляев Групп», берет интервью у юристов одной из самых крупных юридических компаний Китая.

Смотреть

19.02.2025

«Билайн» ждет обратно от ФНС 177 млн рублей за незаконно доначисленный налог

Старший партнер, руководитель налоговой практики «Пепеляев Групп» Рустем Ахметшин, представлявший интересы «ВымпелКома»,...

19.02.2025

Какие отчеты необходимо предоставлять при налоговом мониторинге

На участников налогового мониторинга возлагается дополнительная обязанность по раскрытию учётных данных через информационные...

19.02.2025

Эксперт рассказал, как семейное налогообложение поможет сохранять деньги

Управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев пояснил, что система актуальна для прогрессивной шкалы налогообложения...

19.02.2025

РСПП предложил индексировать пороги шкалы НДФЛ и ввести семейное налогообложение

Существует множество способов технически реализовать систему семейного налогообложения, отмечает управляющий партнер...