Загрузка...
19.10.2022
6 мин. на чтение

Минфин разъяснил некоторые вопросы применения Указа Президента о введении разрешительного порядка совершения сделок с долями ООО

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Министерство финансов РФ выпустило Официальные разъяснения № 1 по вопросам применения Указа Президента РФ от 08.09.2022 № 618[1] (далее – Указ) в форме письма от 13.10.2022 № 05-06-14РМ/99138[2] (далее – Разъяснения).

Разъяснениями существенным образом конкретизированы положения Указа, которым установлен специальный порядок совершения сделок/операций, прямо и/или косвенно влекущих установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и/или распоряжения долями, и иных прав, позволяющих определять условия управления и/или осуществления предпринимательской деятельности ООО, с участием «недружественных» нерезидентов[3]/их подконтрольных лиц[4].

С 8 сентября 2022 г. такие сделки/операции (за некоторым исключением) могут осуществляться/исполняться только с разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (далее – Правкомиссия). Подробно об этом мы писали в данном алерте.

О правилах получения разрешения Правкомиссии мы также написали в алерте.

Рассмотрим наиболее важные разъяснения

1. Лица, являющиеся резидентами

При определении лиц, являющихся резидентами, необходимо руководствоваться понятием данного термина, которое раскрыто в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[5]. Минфин напомнил, что гражданин России, имеющий иное гражданство, по общему правилу, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России[6].

2. Лица, не признаваемые «недружественными» нерезидентами

Минфин подчеркнул (хотя соответствующие правила уже были закреплены в Указе), что для целей применения Указа «недружественными» нерезидентами не признаются лица, которые находятся под контролем:
  • российских лиц (конечными бенефициарами являются Россия, российские юридические или физические лица) (в т. ч. если контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с «недружественными» государствами), и информация о таком контроле раскрыта российским налоговым органам в порядке ст. 25.14 НК РФ;
  • лиц, личным законом[7] которых является право «дружественного» государства, если такой контроль установлен до 1 марта 2022 г.;

  • «дружественного» государства, если такой контроль установлен до 1 марта 2022 г

Сделки/операции в отношении долей ООО с участием таких лиц (если в них не участвуют иные лица, подпадающие под критерии «недружественных» нерезидентов) могут совершаться без разрешения Правкомиссии.

3. Сделки/операции с долями ООО с участием «недружественных» нерезидентов, осуществление/исполнение которых допускается только с разрешения Правкомиссии

Минфин конкретизировал перечень таких сделок/операций, к числу которых прямо отнес:

  • переход доли ООО к участнику/участникам данного ООО либо к третьему лицу;

  • приобретение самим ООО доли в своем уставном капитале;

  • выход участника из ООО путем отчуждения доли самому ООО или требования приобретения самим ООО доли;

  • передача доли в ООО в инвестиционный фонд;

  • договор с коммерческой организацией / ИП о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО;

  • договор об осуществлении прав участников ООО[8];

  • договор конвертируемого займа[9];

  • договор залога доли ООО;

  • договор управления залогом доли ООО;

  • добровольная реорганизация ООО;

  • договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), заключаемый ООО;

  • договор доверительного управления, поручения и/или иное соглашение, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных долями ООО.

Как видим, перечень таких сделок/операций является максимально широким и при этом не исчерпывающим. Фактически Минфин подтвердил, что разрешение Правкомиссии необходимо практически для любой сделки/операции с долями ООО с участием «недружественного» нерезидента / его подконтрольного лица, которая прямо и/или косвенно влечет установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и / или распоряжения долями, и иных прав, позволяющих определять условия управления и/или осуществления предпринимательской деятельности российским ООО.

Кроме того, Минфин подчеркнул важность учета того обстоятельства, что та или иная сделка может потребовать получения разрешений Правкомиссии одновременно по различным основаниям. Так, например, для сделки по приобретению акций российского АО, являющегося участником российского ООО, если в ней участвуют «недружественные» нерезиденты/их подконтрольные лица, нужны разрешения Правкомиссии, полученные как на основании Указа от 01.03.2022 № 81[10], так и Указа от 08.09.2022 № 618.

Вместе с тем, в Разъяснениях установлен ряд случаев, когда разрешение Правкомиссии на сделки/операции с долями ООО, даже если в них участвуют «недружественные» нерезиденты, не требуется.

4. Сделки/операции с долями ООО с участием «недружественных» нерезидентов, не требующие получения разрешения Правкомиссии

В числе таковых названы:

  • государственная регистрация международной компании в порядке редомициляции[11];

  • сделки/операции, совершаемые помимо воли лица в рамках исполнения вступившего в законную силу судебного решения.

Минфин напомнил, что согласно Указу условие о необходимости получения разрешения от Правкомиссии не распространяется на правоотношения в финансовой и топливно-энергетической сферах, которые урегулированы Указом Президента РФ от 05.08.2022 № 520, а также на сделки/операции в отношении долей в уставном капитале кредитных и некредитных финансовых организаций[12].

О чем подумать, что сделать

Президент уполномочил Минфин давать официальные разъяснения по вопросам применения Указа. Следовательно, нет никаких сомнений в необходимости принятия во внимание Разъяснений и их соблюдения при планировании, совершении и исполнении сделок/операций с долями ООО, подпадающими под требование о получении разрешения Правкомиссии на такие сделки/операции.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают изменения в корпоративном законодательстве и обладают обширным опытом сопровождения предусмотренных законодательством корпоративных процедур.

В спектр услуг «Пепеляев Групп» входит юридическая поддержка по различным аспектам деятельности компаний, связанным с корпоративным законодательством, в том числе, правовое сопровождения процедуры получения разрешения Правкомиссии на сделки, требующие получение такого разрешения в соответствии с текущим контрсанкционным регулированием.


[1] Указ Президента РФ от 08.09.2022 № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами».

[2] Опубликованы на сайте Минфина 14.10.2022.

[3] Перечень «недружественных государств», которым необходимо руководствоваться при определении понятия «недружественного» нерезидента (что подтвердил Минфин в Разъяснениях), определен Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р.

[4] Как указал Минфин в Разъяснениях, при определении подконтрольности лицам иностранных государств, являющихся «недружественными», нужно исходить из того, что лицо считается находящимся под контролем при наличии одного из признаков, указанных в ст. 5 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

[5] Пункт 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

[6] Часть 1 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

[7] Правила определения личного закона физического лица определены ст. 1195 ГК РФ, юридического лица – ст. 1202 ГК РФ.

[8] Пункт 3 ст. 8 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО).

[9] Статья 19.1 Закона об ООО.

[10] Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» 

[11] Порядок редомициляции установлен Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах».

[12] При этом, как указал Минфин, при определении юридических лиц, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, необходимо руководствоваться понятиями, содержащимися в ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» соответственно.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Сергей Спасеннов
Старший партнер, руководитель офиса в Санкт-Петербурге
s.spasennov@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

15.08.2024

Последствия приостановки СИДН. Двойное налогообложение. Сергей Сосновский

Сергей Сосновский, партнер, руководитель налоговой практики «Пепеляев Групп» в Санкт-Петербурге, рассказывает об основных последствиях приостановки действий международных...

Смотреть

29.10.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 14–27 октября 2024

Расширен перечень закрытых конкурентных способов определения поставщиков; ряд временных мер поддержки в госзакупках мо...

15.10.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 30 сентября – 13 октября 2024

Условия для признания цены монопольно высокой/низкой скорректировали; штрафы за воспрепятствование проверкам могут повысить;...

01.10.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 16–29 сентября 2024

В РФ может заработать механизм принудительного лицензирования зарубежных патентов; ряд временных мер поддержки в госзак...

26.09.2024

Бизнес из дружественных стран и БРИКС: кто приходит в Россию

В 2014 году на Дальнем Востоке и в Сибири создали специальные территории опережающего социально-экономического развития ...