Ответственность приобретателя за нарушения при ввозе товаров
Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что в связи с появлением права бесплатного доступа к официальной информации о выпуске товаров у добросовестных приобретателей усиливаются риски ответственности за нарушения таможенного законодательства, допущенные другими лицами при ввозе товаров.
Последствия незаконного ввоза для приобретателей
Возможность получения информации о выпуске товаров для приобретателей имеет значение в связи с предусмотренной таможенным законодательством солидарной обязанностью по уплате таможенных платежей.
Пункт. 2 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза – также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
Кроме того, приобретатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 16.21 КоАП РФ*. Указанная статья не ограничивает привлечение к административной ответственности только первым приобретателем товаров, поэтому к ответственности могут быть привлечены все организации и их работники, участвовавшие в цепочке продаж товаров на территории России до реализации товаров в розницу.
Право на получение информации о выпуске товаров
Новая редакция Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ), вступившая в силу 24 июля 2016 г., предусматривает право организаций и физических лиц на получение информации о выпуске товаров.
Доступ осуществляется путем направления обращения в таможенный орган в письменной форме либо через официальный сайт ФТС России. Обращение должно содержать следующие сведения:
- номер декларации на товары;
- наименование страны происхождения товара;
- количество или вес нетто товара;
- порядковый номер декларируемого товара.
В ответе таможенного органа указывается информация о товаре, содержащаяся в соответствующей таможенной декларации:
- наименование товара;
- производитель (при наличии сведений);
- товарный знак, марка, модель, артикул, сорт товара;
- соответствие сведений о количестве товара в килограммах (вес брутто и вес нетто) и (или) в других единицах измерения, содержащихся в обращении лица;
- статус товаров в части их выпуска.
В случае подачи обращения в письменной форме информация должна быть представлена в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления такого обращения. Законом предусмотрена возможность подачи обращения посредством официального сайта ФТС России – в этом случае информация предоставляется также через сайт не позднее рабочего дня, следующего за днем такого обращения.
Комментарий ПГ: В настоящее время типовые формы обращений о предоставлении информации, а также технология предоставления информации через официальный сайт без использования личного кабинета пока находятся в стадии разработки.
Перенос момента таможенного контроля
В настоящее время таможенный контроль после выпуска товаров – одно из приоритетных направлений деятельности таможенных органов. Если ранее случаи проведения такого контроля были эпизодическими, то сейчас он проводится на плановой основе. В первую очередь это связано с общей концепцией переноса таможенного контроля с момента таможенного декларирования на момент после выпуска товаров в целях сокращения сроков совершения таможенных операций и связанных с ними издержек бизнеса.
Необходимо отметить, что таможенные органы вправе проводить таможенные проверки в отношении выпущенных в свободное обращение товаров как непосредственно у декларантов, так и у лиц, которые приобрели ввезенные товары.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация, в счетах-фактурах должны быть указаны сведения о стране происхождения товара и номере таможенной декларации. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.
Однако данное ограничение касается только ответственности, установленной налоговым законодательством.
Комментарий ПГ: По нашему опыту, таможенные органы могут сделать вывод, что товары ввезены незаконно в случае, если сведения, указанные в счете-фактуре, не совпадают или не полностью совпадают со сведениями, содержащимися в таможенной декларации, находящейся в базе данных таможенных деклараций ФТС России. Например, номер таможенной декларации, указанный в счете-фактуре, по которому товары приобретены лицом на территории России, отсутствует в базе данных таможенных деклараций ФТС России или по такой таможенной декларации были ввезены другие товары, либо товаров ввезено в меньшем количестве, чем приобретено российским лицом по счету-фактуре или по нескольким счетам-фактурам.
Пример из практики
В нашей практике был случай, когда сведения по кондиционерам о наименовании, об их изготовителе, стране производства, количестве соответствовала, но различались сведения по их мощности: в счете-фактуре указано 60 Вт, а в таможенной декларации – 80 Вт.
Проверку проводило подразделение ФТС России, которое сделало вывод о том, что таможенная декларация, указанная в счете-фактуре, не подтверждает законность ввоза кондиционеров и предъявило претензии приобретателю этих кондиционеров.
Последствия выявления товаров, ввезенных с нарушениями таможенного законодательства
В случае выявления товаров, ввезенных с нарушением таможенного законодательства, у приобретателя товаров возникают таможенные риски, которые могут отличаться в зависимости от того, будут ли таможенным органом выявлены доказательства, что в момент приобретения лицо знало или должно было знать о незаконности ввоза товара.
Если таких доказательств нет, в соответствии со ст. 168 Закона № 311-ФЗ таможенный орган налагает на товары арест или изымает их, а лицу, у которого они изъяты, предлагает воспользоваться правом уплатить в отношении таких товаров таможенные платежи (при этом пеня не начисляется), представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и осуществить таможенное декларирование в упрощенном порядке.
Для реализации данного права лицу предоставляется 1 месяц. Если лицо не воспользовалось данным правом, товары передаются таможенным органом в Росимущество для реализации, уничтожения или утилизации.
Если доказательства будут обнаружены, то у приобретателя товара возникает уже не право, а обязанность по уплате таможенных платежей. В этом случае таможенный орган вправе принудительно взыскать сумму недоимки и пени, а также привлечь приобретателя к ответственности на основании ст. 16.21 КоАП РФ.
Прежняя практика получения информации о выпуске товаров
До принятия указанных изменений в ст. 100 Закона № 311-ФЗ право получения информации о выпуске товаров было предусмотрено Приказом ФТС РФ от 31.10.2007 № 1347. Однако такое право предоставлялось только лицам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю иностранными товарами. Производственные предприятия или организации, использующие иностранные товары для оказания услуг или выполнения работ, не могли воспользоваться этим правом.
Кроме того, сам порядок получения информации о выпуске товаров был очень трудоемким и зачастую бесполезным. Запрос лица должен был содержать подробные сведения о товаре, включая номер таможенной декларации, наименовании товара с указанием модели, марки и других признаков, стране происхождения товара, единице измерения и количестве товара, номере и дате сертификата соответствия. При наличии возможности также должны были быть указаны дата изготовления, код ОКП и код ТН ВЭД товара.
В ответ таможня могла сообщить о запрашиваемом товаре только одно из трех обстоятельств:
- таможенное оформление завершено, товар выпущен для свободного обращения;
- товар выпущен условно с ограничениями по пользованию и/или распоряжению в соответствии с условиями отдельных таможенных режимов;
- таможенное оформление товара согласно установленному порядку не произведено.
При отсутствии товара в своей базе данных или несовпадении хотя бы одной из указанных в обращении характеристик таможенный орган лишь сообщал заявителю, что таможенное оформление не произведено, без уточнения даже минимальных дополнительных сведений (например, не соответствует модель, артикул, цвет, технические характеристики, торговый знак, количество, код ТН ВЭД и т.д.).
Таким образом, получение отрицательного ответа означало, что заявителю требовалось дальнейшее прояснение ситуации с поставщиком и самостоятельное установление причин отсутствия у таможенного органа информации о таможенном декларировании товара.
Судебная практика по обжалованию решений таможенных органов по взысканию таможенных платежей или постановлений о привлечении к административной ответственности складывалась для таможенных органов негативно.
Позиция арбитражных судов
Различия в сведениях о товарах, указанных в счетах-фактурах, со сведениями в таможенных декларациях не могут служить достаточным доказательством незаконности ввоза товаров. Существовавшие возможность и порядок проверки законности ввоза товаров не представляют собой эффективную правовую защиту интересов приобретателей товаров. В такой ситуации было бы неправомерным привлекать приобретателей незаконно ввезенных товаров к административной ответственности.
Последствия законодательных изменений
В целях изменения такой судебной практики внесены вышеуказанные изменения в ст. 100 Закона № 311-ФЗ. Теперь право получить информацию о выпуске товаров предоставлено любым лицам государств – членов таможенного союза и иностранным лицам без каких-либо ограничений.
Предусмотрена возможность упрощенного порядка обращения через сервис «Личного кабинета участника ВЭД» по адресу http://ved.customs.ru/**.
Обращение должно содержать минимум сведений, а в ответ таможенный орган должен предоставить подробную информацию о товаре.
Соответственно, обнаружив незаконно ввезенные товары у любых лиц, приобретших иностранные товары, таможенные органы для обоснования своих претензий могут использовать следующие аргументы:
- таможенным законодательством предоставлено право на бесплатный и быстрый доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске конкретных товаров, что позволяет исключить риск приобретения незаконно ввезенного товара; порядок реализации данного права является эффективной правовой защитой;
- то обстоятельство, что организация не воспользовалась предоставленным ей правом, указывает на несоблюдение в должной степени осмотрительности и непринятие мер в целях соблюдения таможенного законодательства.
Интеграция баз данных налоговых и таможенных органов
Указом Президента РФ от 15.01.2016 № 12 Федеральная таможенная служба (ФТС России) переведена в ведение Минфина России, которому подчинена и Федеральная налоговая служба (ФНС России). Данное изменение направлено на формирование единого, целостного механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей.
В настоящее время ведется активная подготовка к консолидации информационных систем ФТС и ФНС.
В результате будет создана единая система администрирования налоговых и таможенных платежей, которая, как предполагается, позволит осуществлять сквозной контроль от момента ввоза товаров до их реализации в розницу и оперативно и эффективно выявлять сомнительные таможенные операции при импорте товаров, как в части ввоза товаров под видом других, так и в части занижения количества и стоимости товаров.
Комментарий ПГ: По нашему мнению, при таких обстоятельствах можно ожидать активизации деятельности таможенных органов по проведению таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе у лиц, приобретающих товары иностранного производства на территории России.
О чем подумать, что сделать
Организациям, приобретающим товары иностранного производства у российских поставщиков, помимо общих мер по проверке контрагентов рекомендуется:
- внести изменения в преддоговорную работу, направленные на выяснение значимых обстоятельств;
- предусмотреть в договоре определенные обязательства продавца, направленные на предотвращение и минимизацию последствий таможенных рисков;
- проверять правильность заполнения счетов-фактур в части указания сведений о таможенных декларациях и стране происхождения товаров;
- наладить регулярную работу по проверке выпуска приобретаемых товаров.
Помощь консультанта
На основе практического опыта, в том числе судебного, в области таможенного права и ВЭД юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь по этим и иным таможенным вопросам.
С учетом конкретной ситуации мы поможем разработать систему мер, направленных на предупреждение таможенных рисков, а также осуществить защиту интересов организации и ее должностных лиц в случае проведения таможенными органами проверки или возбуждения административных дел.
-----
*Наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц – от 50% до 200% стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
**Для работы в личном кабинете требуется наличие электронной цифровой подписи