Загрузка...
20.07.2023
2 мин. на чтение

Конституционный суд ограничил право ФНС России на проверку контролируемых сделок

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Постановлением от 14.07.2023 № 41-П по жалобе ПАО «ВымпелКом» Конституционный Суд РФ признал неконституционным нормы НК РФ о порядке исчисления срока на проверку контролируемой сделки в том случае, если представлено уточненное уведомление, но сведения о данной сделке уже содержались в первоначальном уведомлении.

Интересы заявителя в арбитражных судах и при обращении в КС РФ представляли юристы «Пепеляев Групп».

Обстоятельства дела

ФНС России вправе принимать решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Согласно абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ такое решение может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемых сделках.

В 2018 году общество представило в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2017 году. Спустя несколько месяцев оно представило уточненное уведомление, где появилась дополнительная информация об отдельных контролируемых сделках. Также в уточненном уведомлении была продублирована информация о контролируемых сделках из первоначального уведомления, сведения по которым не менялись.

ФНС России полагала, что уточненное уведомление о контролируемых сделках аннулирует первоначальное уведомление. Поэтому налоговый орган исчислял двухлетний срок на назначение проверки контролируемой сделки с момента представления налогоплательщиком уточненного уведомления. В результате сделки, совершенные в 2017 году, попали в проверяемый период, хотя с даты первоначального уведомления прошло больше двух лет.

Арбитражные суды и Верховный Суд РФ поддержали такой подход и признали законным назначение проверки в течение двух лет с даты представления уточненного уведомления, в том числе по сделкам, информация по которым уже была представлена в первоначальном уведомлении и осталась неизменной.

Общество обжаловало в КС РФ норму НК РФ, которая допускала такое толкование.

Позиция Конституционного суда

Конституционный суд пришел к следующим выводам:

  1. Налоговые органы обязаны избегать формального подхода к решению вопроса о назначении и проведении проверок. Налоговым органам при назначении проверки необходимо учитывать объём, содержание и характер уточняемых сведений.

  2. Немотивированно назначать проверки по уточненным уведомлениям ФНС России вправе лишь тогда, когда сведения о сделке были впервые указаны в уточненном уведомлении.

  3. Уточненное уведомление может содержать уточненные сведения об указанных в первоначальном уведомлении контролируемых сделках, не являющиеся значимыми для целей принятия налоговым органом решения о проверке таких сделок.

  4. Если уточненное уведомление не содержит новой информации по конкретной сделке, двухлетний срок на принятие решения о проверке этой сделки исчисляется со дня получения налоговым органом первоначального уведомления.

  5. Дело заявителя должно быть пересмотрено исходя из позиций, сформулированных в Постановлении

  6. До внесения изменений срок для назначения проверки исчисляется в соответствии с правовыми позициями, выраженными в Постановлении.

О чем подумать, что сделать

Если у налогоплательщика идут проверки контролируемых сделок, назначенных за пределами двухлетнего срока с даты представления первоначального уведомления, он может использовать указанную позицию Конституционного Суда РФ для защиты своих прав и законных интересов.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» оказывают всестороннюю юридическую поддержку по налоговым спорам, в том числе сопровождают проведение проверок контролируемых сделок.

Мы готовы оказать правовую помощь при оспаривании результатов налоговых проверок, защищая позицию налогоплательщика вплоть до Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

11.07.2023

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ): ЗА и ПРОТИВ. Механизм налоговой поддержки инвесторов.

Из ролика вы узнаете о том, что такое инвестиционный налоговый вычет, чем он отличается от «классических» налоговых льгот, об особенностях и проблемах инвестиционного нал...

Смотреть

29.10.2024

Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с авторами статьи «Риски для целей налогового мониторин...

28.10.2024

Налоговые новости. Дайджест 21–27 октября 2024 г.

Главные новости: Госдума предложила зафиксировать параметры налоговой системы до 2030 г.; Минфин разъяснил, может ли организация...

23.10.2024

РБК ТВ: Минюст планирует повысить штрафы за 36 экономических преступлений, включая штрафы за уклонение от уплаты налогов

Возможность гуманизации законодательства в сфере экономических преступлений прокомментировал в эфире РБК ТВ управляющий ...

23.10.2024

ФНС признала необязательным прямое упоминание дробления в проверках для амнистии

Наличие или отсутствие в акте налоговой проверки формулировки «дробление бизнеса» не ограничивает право налогоплательщиков...