Загрузка...
25.03.2022
9 мин. на чтение

Изменения в режимах САР. Часть I: новые льготы и новые требования

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает об изменениях в регулировании деятельности резидентов САР[1]. Опубликован новый закон, расширяющий перечень налоговых льгот для международных холдинговых компаний (МХК) (Федеральный закон от 26.03.2022 № 66-ФЗ). Кроме того, 25 марта 2022 вступает в силу Федеральный закон от 25.02.2022 № 18-ФЗ, который вводит дополнительные требования для применения налоговых льгот и предусматривает возможность получения статуса МХК и для российских компаний. Мы рассмотрели предполагаемые этими законами изменения в совокупности и полной взаимосвязанности.

Вносимые изменения, на наш взгляд, содержат в себе достаточно масштабные предложения для резидентов САР. В числе таких предложений: возможность переезда в САР российских организаций, увеличение случаев применения льготных налоговых ставок для МХК, а также точечная донастройка требований к возможности получения самого статуса МХК. Обо всем этом, и не только, далее в нашем алерте.

1. Открытие режима САР для российских компаний   

Поправками предусмотрено, что МХК может стать и российская компания. Условия получения российской компанией этого статуса аналогичны тем, что установлены для иностранных компаний:

  • компания создана до 1 марта 2022 года и с даты создания до даты подачи заявления прошло не менее 3 лет;

  • неизменность состава контролирующих лиц с 1 марта 2022 года и в течение одного года после редомициляции (за исключением наследования);

  • компания зарегистрирована на территории САР.

Кроме того, для приобретения статуса МХК российскую компанию должны «отпустить» из того региона, где она ранее была зарегистрирована: за 6 месяцев до подачи заявления о приобретении статуса МХК компания должна уведомить об этом правительство региона. Если ее доля налога на прибыль в бюджете субъекта составляла более 1 % в любом из трех предшествующих лет, то правительство региона может направить свои возражения о регистрации компании в САР в управляющую компанию на о. Русский или о. Октябрьский. 

Скорее всего, это нововведение было ответом на заявление Евросоюза о «вредоносном» режиме САР, будто он закрыт для российских компаний. 

На наш взгляд, данный режим может быть интересен, например, российским холдинговым компаниям, имеющим долю в капитале менее 50 % и бОльшую часть доходов от пассивной деятельности, а также тем российским компаниям, кто владеет КИК (их прибыль не облагается до 2029 года по нормам пп. 9 п. 1 ст. 25.13-1 и пп. 58 п. 1 ст. 251 НК РФ). 

2. Новые льготы для МХК

1) 0 % на полученные дивиденды и доходы от реализации акций (долей)

К уже существующим условиям (владение не менее 15 % капитала в уплачивающей дивиденды компании не менее одного года) добавились новые требования для получения МХК ставки 0 % по полученным дивидендам: фактическое присутствие, вложение не менее 300 млн рублей в САР и другие требования, установленные новой статьей 284.10 НК РФ (см. ниже). В прежнем виде льготу до конца 2025 года смогут применять МХК, ставшие таковыми до 25.02.2022 года (с 2026 года и эти компании должны соответствовать условиям ст. 284.10 НК РФ). Для косвенного владения в российской компании в периоды с 01.01.2021 по 31.12.2023 года данная ставка применяется при соблюдении дополнительного условия о зачислении дивидендов на счета МХК в течение 180 календарных дней с даты их выплаты.

Также расширены возможности для применения 0 % ставки в случае реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей в уставном капитале) российских или иностранных организаций, полученным МХК. Теперь МХК может применять 0 % ставку при реализации акций/долей российских или иностранных компаний даже в том случае, если они были внесены в уставный капитал МХК за год до или после получения статуса МХК в результате реорганизации по нормам своего иностранного закона.

2) 5 % на полученные МХК дивиденды, проценты и роялти

Благодаря поправкам у МХК появляется возможность применить 5 % ставку налога на полученные доходы в виде дивидендов (если не применяется ставка 0 %), процентов и роялти – при условии соблюдения ст. 284.10 НК РФ.

В остальных случаях применяется общая ставка налога на прибыль (на дивиденды – 13 %, проценты и роялти – 20 %).

3) 10 % налог у источника на выплачиваемые дивиденды, проценты и роялти

До поправок льготной ставкой налога (5 %) на выплачиваемые дивиденды могли пользоваться только публичные МХК.

Теперь МХК сможет применить льготную ставку 10 % налога у источника на выплачиваемые иностранному лицу дивиденды, проценты и/или роялти при условии соблюдения ст. 284.10 НК РФ и того, что получатель дохода имеет фактическое право на доход и не включен в «черный» список Минфина России[2].

В остальных случаях будет действовать общая ставка налога у источника (15 % на дивиденды, 20 % на роялти и проценты) или применяться СИДН.

Положения о льготных ставках будут распространяться на налоговые периоды, начиная с 01.01.2023 года. Сами новые льготные ставки (5 % и 10 %) действуют пока до 2036 года.

Итак, с одной стороны введены новые льготы, но введены и новые ограничения для их применения (ст. 284.10 НК РФ). Причем эти ограничения касаются и «старой» льготы на дивиденды: новые МХК поставлены в более жесткие рамки по сравнению с существующими резидентами, которые смогут еще три года применять 0 % на дивиденды по прежним правилам.   

3. Дополнительные требования для МХК по льготным ставкам налога

В Налоговый кодекс РФ введена новая статья 284.10, которая устанавливает новые условия для получения налоговых льгот МХК:

  • хотя бы одно контролирующее лицо МХК – налоговый резидент РФ или гражданин РФ;

  • управление МХК и принятие решений должно осуществляться на территории РФ. Законом № 66-ФЗ уже дополнено, что этот критерий соблюден, если выполняются одновременно следующие условия: работа исполнительного органа, совета директоров и общего собрания акционеров осуществляются только на территории РФ; при принятии решений генеральный директор фактически присутствует в РФ; во время каждого заседания СД и ОСА участники фактически присутствуют в России, протоколы их заседаний соответствуют законодательству РФ;

  • более 90 % доходов – пассивные доходы, включая доходы от оказания услуг, местом реализации которых является территория РФ (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ);

  • более 70 % расходов на приобретение товаров, работ, услуг осуществляется на территории России (место реализации – РФ);

  • в штате компании присутствуют не менее 15 профильных работников (полная занятость, участвуют в реализации МХК услуг, налоговые резиденты РФ, проживают в субъекте РФ, где находится МХК);

  • наличие в собственности или пользовании в пределах САР офиса площадью не менее 50 кв. м;

  • инвестиции в инфраструктуру (строительство, реконструкция социально-культурных, транспортных, энергетических, инженерных объектов, ЖКХ) – 300 млн руб. в течение 3 лет.

Кроме того, статья 284.10 уже дополнена новым условием о неизменности состава контролирующих лиц: 75 % контролирующих лиц должны быть теми же, что были по состоянию на 1 марта 2022 г.

Если компания перестает соответствовать указанным критериям, право на льготу теряется «задним числом» и доплачиваются налог и пени.  

Как видим, законодателем установлены довольно жесткие требования о фактическом присутствии на территории САР (substance), нацеленные на «приземление» компаний в России. Это касается и физического, и юридического присутствия менеджмента в САР. МХК должна вести реальную хозяйственную деятельность, характерную для холдинговой компании. С учетом требования о наличии персонала, с участием которого все же предполагается осуществление неких активных действий, в структуру пассивных доходов включены доходы от оказания услуг, место реализации которых – РФ, как это определено для целей НДС. Помимо сложностей с офисными площадями, у бизнеса могут возникнуть сложности с выполнением требований об инвестициях: далеко не любое вложение «засчитывается». Отметим, что новое правило о сумме инвестиций для получения налоговой льготы не отменяет существующий «входной» билет в САР (50 млн руб. для регистрации международной компании). 

4. Солидарная ответственность контрагентов за неуплату налога МХК

В Налоговый кодекс РФ вводится новая статья 284.11, устанавливающая, что МХК и налогоплательщики, получающие от нее доход, или налоговые агенты, выплачивающие ей доход, несут солидарную ответственность по уплате налога с такого дохода.

Уточняется, что обязанным лицом по уплате налога прежде всего является сама МХК. И если МХК в необходимых случаях (например, утрата права на льготную ставку налога) доплатила налог как с полученного, так и с выплаченного дохода, эта обязанность является исполненной. 

В то же время, если, например, выяснится, что МХК необоснованно применяла 0 % ставку по полученным дивидендам, а взыскать налог с нее по каким-то причинам невозможно (банкротство, отсутствие имущества), налог может быть взыскан с плательщика дивидендов (налогового агента).  

5. Другие изменения

1) Уточняются основания утраты статуса МХК

Согласно поправкам, статус МХК не будет утрачен, если в течение одного года со дня получения статуса МХК в составе контролирующих лиц появится новое контролирующее лицо, получившее контроль над МХК:

  • в результате наследования;

  • в результате реорганизации бывшего контролирующего лица (путем выделения, разделения или преобразования);

  • в случае, если новое контролирующее лицо признается российским налоговым резидентом;

  • в случае, если новое контролирующее лицо является гражданином РФ. 

Аналогичная позиция распространяется и на российские организации, которые претендуют на переезд в САР.

Также вводятся дополнительные критерии для утраты статуса МХК:

  • иностранное лицо не было исключено из реестра иностранных юридических лиц в государстве регистрации в течении 6 месяцев (или иного установленного личным законом срока);

  • в отношении российской организации, переехавшей в САР, будут внесены изменения в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения на территорию за пределами САР.

2) Некоторые виды доходов и расходов МХК не будут признаваться для целей налога на прибыль

Поправками предусмотрено, что доходы и расходы МХК в виде положительной курсовой разницы, возникающей при дооценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при уценке обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Также предусмотрено, что от налогообложения освобождены доходы и расходы МХК от реализации зарубежных проектов по добыче полезных ископаемых (включая геологические изучения и разведку) в рамках СРП, концессионных, лицензионных и иных соглашений/контрактов на условиях риска.

3) Для публичных МХК исчезает привязка к необходимости обращения акций на иностранных фондовых биржах государств – членов ОЭСР

Теперь положения п. 4 ст. 24.2 НК РФ распространяются на МХК, в которых доля участия публичных компаний (прямого или косвенного) составляет 100 %, а акции (депозитарные расписки) таких публичных компаний обращаются как на российских, так и иностранных фондовых биржах. При этом привязка к обязательному нахождению фондовой биржи на территории государства – члена ОЭСР отменяется. Единственное ограничение для таких публичных компаний: чтобы государство, в котором расположена фондовая биржа, не было включено в перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения (перечень указан в ст. 25.13-1 НК РФ[3]).

4) Предполагается введение так называемой «дедушкиной оговорки» для МХК

Введение «дедушкиной оговорки» поможет защитить МХК от различных изменений налогового законодательства в части налога на прибыль организаций, имущественного и транспортного налогов. Подобная защита будет действовать с момента приобретения статуса МХК до его возможной утраты.


[1] В данном алерте мы затронем преимущественно налоговые аспекты. Упрощение регистрации резидентов, допуск в САР более «молодых» компаний и другие корпоративные аспекты мы прокомментируем дополнительно.
[2] Приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».
[3] Приказ ФНС России от 11.10.2019 № ММВ-7-17/511@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 04.12.2018 № ММВ-7-17/786@».


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

18.09.2024

Новости экологии: объекты НВОС, ГЭЭ, проект "Чистый воздух", закон о недрах, экологический сбор

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о самых главных новостях экологии за последнее время.

Смотреть

20.11.2024

Налоговики начали отказывать в возврате «сомнительных» налоговых переплат

В арбитражных судах начала формироваться практика по отказу бизнесу в возврате средств, формирующих положительное сальдо...

20.11.2024

Налоговое право как антитеза чрезвычайщине

Конституционные принципы налогообложения направлены на то, чтобы предотвратить взимание хотя и «очень нужных» бюджету, но...

19.11.2024

Место диалогу: как юрфирмы договариваются с государством

Умение наладить диалог и слышать потребности друг друга – базовый навык современного юриста. При реализации GR-проектов ...

19.11.2024

Очная ставка. Почему аптечные организации судятся с ФНС

Две аптечные организации проиграли суды с инспекциями ФНС. Одна из них оспаривала доначисление 3,8 млн руб. налогов за необоснованное...