Изменения в правовом регулировании пользования жилыми помещениями в бывших ведомственных общежитиях
Компания «Пепеляев Групп» сообщает: 11 апреля 2011 года Конституционный Суд РФ признал неконституционными положения ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», не допускающие заключение договора социального найма с проживающими в бывших ведомственных общежитиях после введения в действие Жилищного кодекса РФ. Постановление было вынесено по жалобе граждан А.С.Епанечникова и Е.Ю.Епанечниковой.
Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ являлась ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в той мере, в какой содержащаяся в ней норма – по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти общежития были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Кодекса) и здания, в которых находятся эти жилые помещения, переданы в ведение органов местного самоуправления также после указанной даты.
К числу основных правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом РФ относятся следующие:
Статья 40 Конституции РФ, закрепляя право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища (ч.1), одновременно обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права (ч. 2), в том числе гражданам, нуждающимся в жилище, - путем предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).
Распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.
Изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.
Ограничения конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Ни сама ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.
Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса РФ эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Конституционный Суд РФ также подтвердил ранее сформулированную в Постановлениях от 3 ноября 1998 года № 25-П и от 5 апреля 2007 года № 5-П, Определении от 15 мая 2007 года N 378-О-П правовую позицию, согласно которой соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Выводы и рекомендации:
Напомним, что из положений ст. 7 Вводного закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В силу закона граждане, проживающие в вышеуказанных общежитиях, в том числе в случае их предоставления после 1 марта 2005 года, считаются занимающими свою жилплощадь по договору социального найма. Соответственно права таких граждан расширяются: договор является бессрочным, наниматели вправе обменять данное жилое помещение и т.д. Кроме того, до 1 марта 2013 г. граждане вправе приватизировать занимаемое жилое помещение.
Принятие вышеуказанного постановления Конституционного Суда РФ может повлечь за собой не только внесение изменений в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», но и внесение изменений в законодательство приватизации жилья.
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
в Москве – к Денису Быкову, Партнеру, Руководителю практики разрешения споров и медиации, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Юлии Литовцевой, Старшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по y.litovtseva@pgplaw.ru
в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, по тел.: (812) 640-60-10 либо по e-mail