Загрузка...
02.08.2013
7 мин. на чтение

Изменения в порядке досудебного урегулирования налоговых споров

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует, что 3 августа вступает в силу закон, вносящий значительные изменения в порядке досудебного обжалования налогоплательщиками актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц. 

Федеральным законом от 02.07.2013 г. № 153-ФЗ  были внесены изменения в ряд статей части I Налогового кодекса РФ (НК РФ). В частности, законодателем были скорректированы правила вступления в силу решений налоговых органов, процедуры обжалования и рассмотрения жалоб. 

1. Увеличены сроки на обжалование решений, действий или бездействия налоговых органов
Cроки вступления в силу решений, выносимых налоговыми органами по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, увеличены до одного месяца (ранее – 10 рабочих дней).

Соответственно, увеличен до одного месяца и срок на подачу апелляционной жалобы.

По остальным жалобам установлен единый срок в один год.

Такое увеличение срока позволит более качественно и детально проработать аргументы и доказательственную базу будущей жалобы. 

О чём подумать, что сделать

Не стоит исключать, что со ссылкой на значительные сроки на подготовку жалоб суды будут менее охотно принимать во внимание доводы и доказательства, которые не были раскрыты налогоплательщиком на стадии досудебного обжалования. Поэтому желательно в жалобе отражать всё доводы и представлять максимальный комплект подтверждающих правоту налогоплательщика доказательств.

2. Вводится обязательный досудебный порядок обжалования по всем налоговым спорам

Обязательный досудебный порядок вводится в отношении обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий/бездействия их должностных лиц, а не только решений по итогам налоговых проверок. 

С учётом этого изменяется и процедура подачи таких жалоб. Вместо обращения непосредственно в вышестоящий налоговый  орган жалобы необходимо подавать через инспекцию, чей акт, действие или бездействие обжалуются.

Введение обязательного досудебного порядка может благоприятно сказаться на налогоплательщиках, поскольку позволит хотя бы часть споров разрешать в административной порядке, не доводя до суда.

О чём подумать, что сделать

Следует учитывать, что теперь по ряду споров увеличивается срок их рассмотрения, поскольку добавляется обязательный досудебный этап. Что, в свою очередь, влечёт и дополнительные расходы.

3. Предусмотрены последствия непринятия вышестоящим налоговым органом решения в надлежащий срок 

В случае непринятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе в установленные сроки будет считаться, что обязательный досудебный порядок соблюден, и налоплательщик вправе обращаться в суд.

Законодатель закрепил сложившийся в арбитражной практике подход, предполагаю-щий, что налогоплательщик не должен лишаться права на судебную защиту из-за нерасто-ропности налоговых органов. 

О чём подумать, что сделать

Желательно подготовить комплект документов, необходимых для подачи иска в суд, к моменту истечения срока на вынесение решения, с учётом права вышестоящего налогового органа на продление такого срока.

4. Формализованы требования к содержанию жалобы

Предусмотрено, что в жалобе следует указывать: 
  • ФИО и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу; 
  • обжалуемые акт налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, чей акт, действия или бездействие обжалуются; 
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены; 
  • требования лица, подающего жалобу. 
В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.
 
В случае подачи жалобы уполномоченным представителем к ней прилагаются доку-менты, подтверждающие полномочия этого представителя.

Закон не устанавливает каких-либо неблагоприятных последствий несоблюдения таких требований (за исключением неподтверждения полномочий представителя). Однако учитывая, что такие требования несложны в соблюдении, желательно проверять жалобы на их соответствие.

О чём подумать, что сделать

В особенности следует подумать над тем, какие документы следует представлять в подтверждение полномочий представителя. До появления официальных разъяснений на этот счёт целесообразно представлять максимально полный комплект.

5. Уточнён вопрос представления дополнительных документов в вышестоящий орган
  
Устанавливается, что дополнительные документы рассматриваются только в том случае, если налогоплательщик представил пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого об-жалуется.

Ожидается, что в том числе за счёт таких изменений налогоплательщики будут «раскрывать карты» до обжалования в вышестоящий налоговый орган, т.е. на стадии рассмотрения материалов в нижестоящей инспекции.

О чём подумать, что сделать

С формальной точки зрения Налоговый кодекс не даёт вышестоящему налоговому органу права не рассматривать дополнительные документы лишь на том основании, что приведённые налогоплательщиком пояснения не могут быть расценены как подтверждающие наличие уважительных причин непредставления документов ранее. Тем не менее, в случае представления дополнительных документов целесообразно максимально полно пояснить наличие объективных причин, не позволивших своевременно представить эти документы нижестоящему налоговому органу. 

6. Изменены сроки рассмотрения и продления рассмотрения жалоб в вышестоя-щем налоговом органе  

Увеличены сроки продления рассмотрения жалоб на решения по итогам проверок до одного месяца. В отношении иных жалоб общий срок их рассмотрения сокращён до 15 дней , но при этом также предусмотрена возможность продления ещё на 15 дней.  

Основанием для продления сроков рассмотрения жалобы по итогам проверок может служить в том числе представление налогоплательщиком дополнительных документов.

О чём подумать, что сделать

Сроки продления рассмотрения следует учитывать при решении вопроса о подаче иска в суд при невынесении решений по поданным жалобам в предусмотренные для этого сроки.

7. Уточнены последствия выявления существенных нарушений нижестоящим налоговым органом правил вынесения решений

Если вышестоящим налоговым органом будут выявлены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговых проверок, то такое решение не только отменяется, но и материалы проверки могут быть рассмотрены по правилам нижестоящей инспекцией с вынесением соответствующего решения. 

Не исключено, что в такой ситуации рассматривающий жалобу вышестоящий орган может попытаться вынести решение, ухудшающее положение налогоплательщика по срав-нению с тем, что было по обжалованному решению.

О чём подумать, что сделать

Необходимо оценивать принятое инспекцией решение с точки зрения возможной отмены по формальным основаниям, и при выявлении таких оснований быть готовыми к повторной процедуре рассмотрения материалов проверки, но уже в вышестоящем налоговом органе. 

8. Закреплена возможность оставить жалобу без рассмотрения  

Основаниями для оставления жалобы без рассмотрения полностью или в части признаются:

1) неподписание лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представ-ление оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих полномочия представителя на ее подписание;
2) подача после истечения установленного срока подачи жалобы, если не содержится ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жа-лобы отказано;
3) поступление заявления об отзыве жалобы полностью или в части до принятия; 
4) подача ранее жалобы по тем же основаниям.

И ранее отдельные налоговые органы пытались по тем или иным причинам оставлять без рассмотрения жалобы налоплательщиков, однако это признавалось неправомерным.

О чём подумать, что сделать

Представляется, что на практике наиболее внимательно следует относиться к подтверждению полномочий лица, подписавшего жалобу. И поскольку в этом вопросе есть место для усмотрения конкретного лица, оценивающего представленные в подтверждение полномочий документы, как уже отмечалось ранее, целесообразно представлять как можно более полный комплект.   

9. Уточнены правила обжалования с участием ФНС России

Прямо предусмотрено, что ненормативные акты ФНС России, действия/бездействие её должностных лиц обжалуются только в судебном порядке.   
Cрок на обращение с жалобами на решения вышестоящих налоговых органов в ФНС России определён в три месяца после принятия такого решения.  
 
Законодатель устранил некоторую неопределённость в вопросах, связанных с участием ФНС России в рассмотрении налоговых споров, с учётом имеющейся специфики.

О чём подумать, что сделать

Обжалование в ФНС России отрицательных решений нижестоящих органов не лишено практического смысла, можно использовать его параллельно с обращением в суд.

10. Нормативные акты налоговых органов не будут обжаловаться в арбитражных судах  

Из подведомственности арбитражных судов «выпали» споры по обжалованию нормативных актов налоговых органов.

С учётом предстоящего объединения Высшего Арбитражного и Верховного судов та-кое изменение может не привести в перспективе к существенным изменениям.

О чём подумать, что сделать

С учётом такой реформы высших судов разумно подумать о том, чтобы отложить инициирование обжалования нормативных актов до момента завершения объединения высших судебных органов.

11. Вступление изменений в силу и переходный период
Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, т.е. с 3 августа 2013 г. 

Также предусмотрено, что в случае, если жалоба (апелляционная жалоба) подана до дня вступления в силу Закона, применяются положения ч. I НК РФ без учета изменений, внесенных этим Законом.

Наконец, введена отсрочка введения обязательного досудебного обжалования всех налоговых споров до 1 января 2014 г. 

Переходные нормы предусмотрены только для положений, регулирующих порядок рассмотрения жалоб. При этом остаётся неясным, каким образом применять иные нововведения, например, в отношении сроков в ситуациях, когда начало течения срока приходится на период до 3 августа 2013 г. и завершается после.

О чём подумать, что сделать

С учётом неясности применения новых норм в переходных ситуациях на практике желательно придерживаться более безопасного подхода – исходить из меньших процессуальных сроков и учитывать повышенные требования к процедуре обжалования.

Помощь консультантов

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» готовы оказать помощь по вопросам, возникающим при применении налогового законодательства с учетом указанных нововведений.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста: 

в Москве – к Андрею Дуюнову, Руководителю группы налоговой практики, по тел.: (495) 967-00-07 либо по a.duyunov@pgplaw.ru;

в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой практики, по тел.: (812) 640 -60-10 либо по s.sosnovsky@pgplaw.ru;

В Красноярске - к Егору Лысенко, Руководителю сибирского отделения «Пепеляев Групп», по тел. (391) 277-73-00 либо по e.lysenko@pgplaw.ru.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

23.10.2024

Корпоративные убытки в банкротстве: что изменилось? Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева, партнер и руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о разграничении кредиторских и корпор...

Смотреть

29.10.2024

Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с авторами статьи «Риски для целей налогового мониторин...

28.10.2024

Налоговые новости. Дайджест 21–27 октября 2024 г.

Главные новости: Госдума предложила зафиксировать параметры налоговой системы до 2030 г.; Минфин разъяснил, может ли организация...

23.10.2024

РБК ТВ: Минюст планирует повысить штрафы за 36 экономических преступлений, включая штрафы за уклонение от уплаты налогов

Возможность гуманизации законодательства в сфере экономических преступлений прокомментировал в эфире РБК ТВ управляющий ...

23.10.2024

ФНС признала необязательным прямое упоминание дробления в проверках для амнистии

Наличие или отсутствие в акте налоговой проверки формулировки «дробление бизнеса» не ограничивает право налогоплательщиков...