В третьем чтении принят закон о краудфандинге (розничном финансировании)
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принятии федерального закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1].
Данный закон разработан в рамках реализации IV Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 г., утвержденной Правительством РФ. В соответствии с данной Стратегией должны быть предложены решения, связанные с развитием альтернативного источника финансирования малого и среднего бизнеса – коллективного финансирования (краудфандинга и краудинвестинга)[2].
Закон вводит новые понятия, среди них инвестиционная платформа (краудфандинговая платформа), которая представляет собой информационную систему в сети Интернет, предназначенную для заключения договоров инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы.
Привлекать инвестиции с помощью таких инвестиционных платформ смогут юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, и ИП, а инвестировать – юридические лица, ИП и физические лица. Инвесторы-физические лица до начала использования платформы должны будут выразить согласие с тем, что они ознакомились с рисками, связанными с инвестированием, осознают, что инвестирование с использованием инвестиционной платформы является высокорискованным и может привести к потере инвестиций в полном объеме, и принимают такие риски. Для инвестирования с использованием инвестиционной платформы гражданам не требуется государственная регистрация в качестве ИП.
Предоставление доступа к платформе и организация привлечения инвестиций будет осуществляться оператором (хозяйственным обществом, созданным в соответствии с законодательством РФ), включенным Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ. Услуги, оказываемые таким оператором, состоят в соединении спроса на инвестиции со стороны участников инвестиционной платформы, привлекающих инвестиции, и предложения инвестиций со стороны участников инвестиционной платформы, являющихся инвесторами[3]. Оказание услуг оператором будет осуществляться на основании договоров присоединения – договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании, соответственно. Оператор может оказывать эти услуги за вознаграждение либо безвозмездно, в зависимости от правил инвестиционной платформы.
Как отмечает Анатолий Аксаков, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку: «Это уже происходит, мы просто устанавливаем нормы, которые регулируют этот процесс. Уже сейчас инвестируют граждане в разные проекты, увидев хорошую рекламу, вкладывают свои деньги и иногда что‑то зарабатывают, но зачастую теряют. В том числе потому, что этот процесс не урегулирован законодательно»[4]. |
Инвестирование с использованием инвестиционной платформы может осуществляться только безналичными денежными средствами. Закон определяет способы инвестирования через инвестиционные платформы:
- Предоставление займа;
- Приобретение эмиссионных ценных бумаг, размещенных с использованием инвестиционной платформы;
- Приобретение утилитарных цифровых прав.
В рамках инвестиционных платформ невозможно будет приобрести ценные бумаги кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурные облигации и ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов.
В инвестиционном предложении лица, привлекающего инвестиции, помимо всех существенных условий договора инвестирования должны быть указаны срок действия такого инвестиционного предложения и минимальный объем денежных средств инвесторов, достижение которого является необходимым условием для заключения договора инвестирования.
Инвестор, принявший инвестиционное предложение, в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (но не позднее дня прекращения действия инвестиционного предложения) вправе отказаться от заключения договора инвестирования.
Если привлечение инвестиций осуществляется путем привлечения займов, размещения акций непубличных АО либо облигаций без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска) и регистрации проспекта облигаций, то инвестиционное предложение должно быть адресовано только одному инвестору или нескольким конкретным инвесторам (закрытое инвестиционное предложение). Если инвестирование с использованием инвестиционной платформы осуществляется путем приобретения размещаемых ценных бумаг, такие ценные бумаги могут размещаться только путем закрытой подписки.
Лица, привлекающие займы с помощью инвестиционной платформы, исполняют свои денежные обязательства перед инвесторами (в том числе обязательства по выплате процентов) также через эту платформу.
Что касается инвестирования путем приобретения утилитарный цифровых прав, то определение базового понятия «цифрового права» содержится в принятом Федеральном законе от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»[5] – это обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. При этом осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.
В соответствии с новым законом в инвестиционной платформе смогут приобретаться, отчуждаться и осуществляться следующие цифровые права (утилитарные цифровые права):
- право требовать передачи вещи (вещей);
- право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
- право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.
Данные цифровые права признаются утилитарными цифровыми правами, если они изначально возникли в рамках инвестиционной платформы (на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права). Утилитарные цифровые права могут возникнуть только в рамках инвестиционной платформы. Их осуществление, распоряжение ими, в том числе передача, залог, обременение другими способами, или ограничение распоряжения также возможны только в рамках инвестиционной платформы. При этом утилитарными цифровыми правами не могут являться право требовать имущество, права на которое подлежат государственной регистрации или сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению.
Данная конструкция, по замыслу авторов закона, должна стать аналогом так называемых «utility-токенов» инвестиционного проекта, которые обозначают «определенные имущественные права, которые записываются на имя инвесторов в распределенной базе данных»[6]. Однако закон не дает определения данного понятия. Предполагается, что оно будет введено отдельным нормативным актом, регулирующим отношения, связанные с цифровым имуществом. |
Лицо, привлекающее инвестиции, определяет содержание и условия осуществления утилитарных цифровых прав, в том числе существо права (требования), количество предлагаемых утилитарных цифровых прав и порядок их осуществления.
Для минимизации рисков, связанных с учетом цифровых прав, законом предусмотрена возможность их учета депозитарием. В этом случае депозитарий выдает обладателю утилитарного цифрового права цифровое свидетельство - особую неэмиссионную бездокументарную ценную бумагу, не имеющую номинальной стоимости, удостоверяющую принадлежность ее владельцу утилитарного цифрового права. Цифровое свидетельство имеет уникальное обозначение и не подлежит государственной регистрации. По указанию депонента депозитарий будет осуществлять утилитарные цифровые права в инвестиционной платформе и распоряжаться ими определенным образом. Учет и переход прав на цифровые свидетельства, их передача в залог и обременение другими способами будут осуществляться в соответствии с правилами, установленными для бездокументарных ценных бумаг.
Инвестиционная платформа должна содержать реестр заключенных с использованием инвестиционной платформы договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций, договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании и собственно договоров инвестирования. Заключение договора инвестирования подтверждается выпиской из реестра договоров, выдаваемой оператором инвестиционной платформы. Заключение договора инвестирования, по которому приобретаются утилитарные цифровые права, также может быть подтверждено непосредственно информацией в реестре договоров.
Платформой может быть предусмотрено присвоение рейтинга лицам, привлекающим инвестирование, а также конкретным инвестиционным предложениям. Помимо довольно обширного перечня сведений инвесторы смогут ознакомиться со сведениями о суммах инвестиций, привлеченных тем или иным лицом в инвестиционной платформе в текущем календарном году, сведениями о лицах, имеющих право распоряжаться не менее чем 10 процентами голосов в высшем органе управления юридических лиц, а также структуре и персональном составе их органов управления.
Вводятся ограничения на привлечение инвестиций. В течение одного года юридическое лицо или ИП могут привлечь не более 1 млрд руб.
Данное ограничение соотносится с требованиями подп. 4 п. 1 ст. 22 Закона о рынке ценных бумаг, в соответствии с которыми регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, за исключением случаев, когда сумма денежных средств, привлекаемых эмитентом в течение одного календарного года, не превышает 1 млрд руб. Соотнесение данных ограничений не позволит заемщикам действовать в обход положений Закона о рынке ценных бумаг. |
Ограничение не распространяется на ПАО, привлекающие инвестиции путем приобретения инвесторами утилитарных цифровых прав.
Для инвестиций физических лиц (граждан) установлен лимит в размере 600 000 руб. в год с учетом инвестирования и через иные инвестиционные площадки. Целью данного ограничения является минимизация рисков для граждан, не обладающих специальными знаниями и навыками и при этом желающих инвестировать средства с использованием краудфандинговых платформ. Ограничение не распространяется на ИП, лиц, признанных оператором платформы квалифицированными инвесторами, а также на физических лиц при приобретении ими утилитарных цифровых прав по договорам инвестирования, заключенным с ПАО.
Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2020 г. Лица, которые уже оказывают услуги по привлечению инвестиций через краудфандинговые платформы, должны будут привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями до 1 июля 2020 г.
О чем подумать, что сделать
Данный закон не создает правовую основу для принципиально новых инвестиционных площадок, он нацелен на упорядочение уже существующих правоотношений, возникающих в рамках функционирующих финансовых структур. По мнению авторов документа, новое регулирование, с одной стороны, должно стимулировать граждан и юридических лиц инвестировать в малый и средний бизнес, а с другой – свести к минимуму риски, возникающие в ходе инвестиционной деятельности для розничных инвесторов.
Однако, те лимиты, которые законодатель предусмотрел для достижения указанной цели, представляются чрезмерными и не способствующими привлечению инвестиций через краудфандинговые платформы. Так, согласно подсчетам ЦБ РФ, основанным на информации, которая была добровольно предоставлена платформами, общий объем рынка краудфандинга за 2017 г. составил 11,2 млрд руб., что почти в два раза больше, чем в 2016 г. Средняя сумма средств, инвестированных одним физическим лицом, составила почти 300 000 руб., а средняя сумма займа, выданного одному юридическому лицу – чуть более 900 000 руб. Более того, P2B сектор (выдача займов юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю физическим лицом) вырос более чем на 200% по сравнению с 2016 г.[7]
Приведенная статистика говорит о крайне динамичном росте объема средств, вкладываемых с использованием инвестиционных площадок. В описанных условиях установленные рассматриваемым законом ограничения могут оказать скорее сдерживающее, нежели стимулирующее воздействие.
Владельцам краудфандинговых площадок рекомендуется уже сейчас начинать процесс приведения своей деятельности в соответствие с новыми требованиями.
Физическим лицам, инвестирующих с использованием краудфандинговых платформ и при этом желающим наращивать объем инвестиций, рекомендуется при наличии такой возможности получить статус квалифицированного инвестора.
Помощь консультантов
Команда межотраслевой группы «Правовое сопровождение цифровой экономики» юридической компании «Пепеляев Групп», состоящая из специалистов в области правового регулирования информационных технологий, интеллектуальной собственности и использования персональных данных, готова оказать полный спектр юридических услуг, связанных с любыми аспектами применения информационных технологий.
Наши эксперты участвуют в рабочих группах, образованных с участием представителей бизнеса и профильных ведомств, где готовятся предложения о совершенствовании нормативно-правовой базы с учетом происходящих технологических изменений.
[2] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ».
[3] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ».
[6] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ».