Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что с 1 июля вступил в силу Федеральный закон [1], устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля.
Сфера действия
Закон № 248-ФЗ пришел на смену Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Его цель – сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать контролируемым лицам больше гарантий при взаимодействии с органами контроля и надзора.
Положения Закона № 294-ФЗ будут применяться до конца 2024 г. при организации и осуществлении лишь некоторых видов государственного контроля (надзора)[2].
Сфера действия нового закона по сравнению с Законом № 294-ФЗ фактически не изменилась. Он также предусматривает широкий перечень видов контроля (надзора), полностью или частично изъятых из предмета регулирования.
Его положения не распространяются на налоговый, валютный, таможенный контроль, контроль за кредитными организациями и банковскими группами; соблюдением эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах; контроль в сфере госзакупок и закупок по Закону № 223-ФЗ; противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма; антимонопольный контроль и др. Таким образом, установленные новым законом гарантии защиты прав контролируемых лиц не распространяются на случаи нарушения прав в процессе осуществления изъятых из его предмета регулирования видов контроля (надзора).
Виды контрольных (надзорных) мероприятий
Законом расширен перечень видов контрольно-надзорных мероприятий, предполагающих непосредственное взаимодействие с контролируемым лицом (очные мероприятия), а также осуществляющихся без такого взаимодействия (дистанционные мероприятия).
В дополнение к ранее существовавшим видам контроля (выездная и документарная проверка, контрольная закупка, рейдовый осмотр) добавлен ряд новых очных мероприятий:
Мониторинговая закупка в отличие от контрольной закупки проводится с целью последующего направления продукции, товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству.
Выборочный контроль проводится посредством отбора проб образцов продукции (товаров) по месту их хранения, эксплуатации или реализации для подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству. После завершения этого мероприятия продукция (товары) возвращаются лицу, у которого она была изъята.
Инспекционный визит проводится путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом (владельцем (пользователем) производственного объекта) по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо объекта контроля. Мероприятие проводится без предварительного уведомления контролируемых лиц; при этом последние обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания (помещения).
В рамках проведения дистанционных контрольно-надзорных мероприятий помимо наблюдения за соблюдением обязательных требований инспекторы вправе осуществлять выездное обследование.
Выездное обследование предполагает визуальную оценку соблюдения контролируемым лицом обязательных требований по месту нахождения (осуществления деятельности) организации, объекта контроля. Контролируемые лица о проведении мероприятия не информируются, при этом не допускается взаимодействие инспектора с контролируемым лицом.
Расширение перечня контрольно-надзорных мероприятий направлено на сокращение числа документарных и выездных проверок. Законом установлено, что выездная проверка может проводиться в исключительных случаях, когда не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности имеющихся у контролирующего органа сведений, либо невозможно оценить деятельность контролируемого лица без выезда в рамках проведения иных контрольных мероприятий. При этом Законом сокращен срок проведения документарной и выездной проверок – он не будет превышать 10 рабочих дней (Законом № 294-ФЗ установлен 20-дневный срок).
Информирование о проведении контрольно-надзорных мероприятий
Единый реестр проверок трансформирован в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, оператором которого выступает Генпрокуратура России.
Новый реестр создается в целях учета профилактических и контрольно-надзорных мероприятий, решений, принятых при их проведении, а также информации о результатах рассмотрения жалоб контролируемых лиц. С одной стороны, это позволит бизнесу отслеживать всю информацию о приводящихся в отношении него проверках, с другой стороны, контрольно-надзорные органы будут наделены всей полнотой информации об «истории» контролируемого лица при вынесении решения (определении меры наказания).
На документы, оформленные в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, будет наноситься QR-код, который позволит перейти на интернет-страницу в сети «Интернет» с записью о мероприятии, в рамках которого составлен документ.
Устанавливается запрет на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения не внесена в Единый реестр.
Отмена результатов контрольно-надзорных мероприятий
Закон № 248-ФЗ предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое проведено с грубыми нарушениями. Закон 294-ФЗ такую отмену допускает лишь в отношении результатов проверок.
В Законе № 248-ФЗ перечислены 12 грубых нарушений, одно из новых – совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия. Ранее такое нарушение (если оно и совершалось) не считалось грубым, влекущим отмену результатов проверки.
Обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб
Для отдельных видов контроля (надзора) Законом вводится обязательный досудебный порядок обжалования субъектами предпринимательской деятельности решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
Перечень из 62-х видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 663. В Перечень вошли виды контроля (надзора), относящиеся к работе 19 ведомств, включая ФНС России, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минпромторг.
Порядок подачи жалобы. Жалоба подается в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) аналогичных региональных порталов государственных и муниципальных услуг (за исключением случаев, когда жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну). На портале госуслуг создан специализированный сервис «Жалоба на решение контрольного органа».
При подаче жалобы предпринимателем допускается использование простой электронной подписи. Если же жалоба подается организацией, то она должна быть подписана только усиленной квалифицированной электронной подписью.
Срок на подачу жалобы. Жалоба на решение, действия (бездействие) должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба на предписание подается в течение 10 рабочих дней с момента его получения.
Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным органом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Решение по жалобе не позднее одного рабочего дня со дня его принятия так же размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале.
Переходные положения
Положения о видах регионального государственного и муниципального контроля должны быть утверждены не позднее 1 января 2022 г. До их утверждения будет применяться Закон № 294-ФЗ.
Не завершенные на 01.07.2021 контрольно-надзорные мероприятия будут осуществляться в соответствии с положениями нормативно-правовых актов, действовавших на дату начала этих мероприятий.
О чем подумать, что сделать
Рекомендуем компаниям:
Во избежание утраты права на судебную защиту проанализировать необходимость соблюдения обязательного досудебного порядка подачи жалобы;
Принимать во внимание, что до конца 2023 г. электронное взаимодействие с контрольно-надзорными органами будет сочетаться с традиционным на бумажных носителях. Во избежание пропуска сроков и иных негативных последствий необходимо своевременно контролировать поступление сообщений в рамках обоих способов взаимодействия;
Отслеживать принятие в ближайшее время нормативных актов с учетом того, что полноценная работа механизма будет запущена только после их утверждения.
Помощь консультантов
Юристы «Пепеляев Групп» готовы оказать помощь в подготовке к проверке и в правовом сопровождении бизнеса в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий с учетом новых механизмов защиты, представленных Законом № 248-ФЗ.
Мы также готовы оказать необходимую правовую поддержку по вопросам, связанным с нововведениями, защитить интересы организации и ее работников в спорах с административными органами, которые возникают в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий.
[1] Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон, Закон № 248-ФЗ).
[2] Новая статья 26.3 Закона № 294-ФЗ.
Вам понравился материал?
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q
Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Материалы предпроверочного анализа: доказательство или версия налогового правонарушения...
Продолжая просмотр настоящего сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов Cookie и иных методов, средств и инструментов интернет-статистики и настройки, применяемых на сайте для повышения удобства использования сайта, а также, в определенных случаях, для продвижения работ и услуг «Пепеляев Групп», предоставления информации о предстоящих мероприятиях.