Загрузка...
29.12.2022
9 мин. на чтение

Госдумой в первом чтении приняты два законопроекта в рамках «антикартельного пакета»

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 15 декабря 2022 г. Госдумой в первом чтении приняты законопроекты[1], направленные на ужесточение уголовной и административной ответственности за участие в антиконкурентных соглашениях.

Цель поправок – совершенствование инструментов уголовно-правовой политики в сфере противодействия антиконкурентным соглашениям, а также повышение эффективности осуществления контрольной деятельности антимонопольного органа при проведении проверок соблюдения требований о запрете заключения указанных соглашений.

Как указано в пояснительных записках к законопроектам, внесение изменений в законодательство обусловлено значительным ростом числа антиконкурентных соглашений за последние годы, а также тем фактом, что существующие механизмы сдерживания хозяйствующих субъектов (в виде незначительных административных штрафов) от противоправных действий, направленных на воспрепятствование проведению антимонопольным органом проверок, на практике не оказывают надлежащего сдерживающего эффекта.

Законопроектами предусматриваются соответствующие изменения в УК РФ, УПК РФ и КоАП РФ. Рассмотрим основные нововведения.

1. Новая редакция статьи 178 УК РФ (законопроект № 848246-7)

Согласно действующей редакции ст. 178 УК РФ уголовно наказуемым деянием является ограничение конкуренции путем заключения между хоз. субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.

Можно заключить, что указанная формулировка является некорректной с точки зрения антимонопольного законодательства, которое, в частности, в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции[2] не содержит в себе признак ограничения конкуренции. Кроме того, действующая редакция ст. 178 УК РФ в качестве противоправного признает лишь заключение картеля, но не участие в нем, что также не соответствует пониманию данного вида правонарушения.

Законопроектом предлагается установить, что наказуемым будет признаваться заключение картеля, запрещенного антимонопольным законодательством РФ, равно как участие в нем, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.

Полагаем, что указанное нововведение обоснованно и направлено на приведение диспозиции ст. 178 УК РФ в соответствие с определением и признаками картеля, установленными Законом о защите конкуренции.

Законопроектом также предусматриваются дополнительные квалифицирующие составы уголовно наказуемых деяний: (i) заключение картеля на обязательных торгах, (ii) заключение картеля лицом, выполняющим управленческие функции в организации, и лицом, распоряжающимся более 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале, (iii) заключение картеля организованной группой.

Законопроектом вводится повышенная ответственность за совершение преступления, предусмотренного новыми квалифицирующими составами (см. в таблице ниже) по сравнению с общей ответственностью, предусмотренной за заключение и участие в картеле (ч. 1 ст. 178 УК РФ). Отметим, что Законопроектом предусмотрено ужесточение ответственности и по ч. 1 ст. 178 УК РФ – увеличивается на год максимальный срок лишения свободы за заключение или участие в антиконкурентном соглашении: он будет составлять четыре года.

Наказание / Квалифицированный состав Заключение и участие в картеле на обязательных торгах Заключение, участие в картеле лицом, выполняющим управленческие функции в организации, и лицом, распоряжающимся более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале, равно как и организованной группой
Штраф от 600 до 800 тыс. руб. от 2 до 4 млн руб.
Принудительные работы
+
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
до 5 лет
+
от 1 до 3 лет
от 2 до 5 лет
+
от 2 до 5 лет
Лишение свободы
+
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
до 5 лет
+
до 4 лет
до 6 лет
+
от 3 до 5 лет

Полагаем, что установление дополнительных квалифицирующих составов, согласно которым степень общественной опасности преступления определяется субъектным составом лиц, его совершивших, не является обоснованным, поскольку степень опасности противоправного деяния, на наш взгляд, следует определять на основании экономических и иных последствий, причиненных преступлением.

Законопроектом также предусмотрено увеличение пороговых значений крупного и особо крупного дохода (ущерба), образующих состав преступления по ст. 178 УК:  

 Статья 178 УК РФ  Действующая редакция  Редакция законопроекта
 Доход в крупном размере > 50 млн руб. > 100 млн руб.
 Доход в особо крупном размере > 250 млн руб. > 500 млн руб.
 Крупный ущерб > 10 млн руб. > 20 млн руб.
 Особо крупный ущерб > 30 млн руб. > 60 млн руб.

Полагаем, что увеличение пороговых значений в два раза обосновано и позволит избежать привлечения должностных лиц хозяйствующих субъектов к уголовной ответственности за участие в картелях, не влекущих значительный вред экономике.

Кроме того, Законопроектом предусмотрена корректировка положений ст. 178 УК РФ в части условий освобождения от уголовной ответственности за заключение картеля.

Согласно действующей редакции ч. 3 ст. 178 УК РФ освобождению от ответственности подлежит лицо, которое «первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления».

Из действующей редакции ст. 178 УК РФ не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, какой ущерб должно возместить лицо – причиненный этим лицом лично, хозяйствующим субъектом, который оно представляет, или всеми компаниями, заключившими картель, а также о том, каким образом лицо должно загладить вред.

Законопроектом предусматривается иная редакция указанной нормы, согласно которой лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно «первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный им ущерб, возвратило незаконно полученный им доход или иным образом загладило причиненный им вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления».

Иными словами, лицо должно возместить только ущерб и загладить вред, которые были причинены им самим, а одним из способов заглаживания причиненного вреда является возвращение лицом незаконно полученного им дохода в ходе осуществления преступной деятельности.

Указанное нововведение вносит большую ясность в отношении возможных способов заглаживания лицом вреда, в том числе путем возвращения незаконно полученного таким лицом дохода в целях освобождения от уголовной ответственности за заключение и участие в картеле.

2. Новая редакция статьи 151 УПК РФ (законопроект № 848246-7)

Законопроектом предусмотрены изменения, направленные на закрепление альтернативной подследственности (для следователей Следственного комитета РФ и МВД России) для предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным по ст. 178 УК РФ.

Напомним, что в настоящее время ст. 178 УК РФ относится исключительно к подследственности МВД России.

Полагаем, что наделение СКР полномочиями по проведению предварительного следствия по делам, возбуждаемым по ст. 178 УК РФ, направлено на расширение подследственности данной категории дел и логично ввиду тесной взаимосвязи таких дел с должностными и коррупционными преступлениями, расследование которых осуществляется СКР.

3. Изменения в КоАП РФ (законопроект № 848369-7)

Ужесточение наказания в КоАП РФ за воспрепятствование внеплановым проверкам антимонопольного органа.

Основным способом получения доказательств картелей являются проверки антимонопольного органа, проведению которых на практике проверяемые хозяйствующие субъекты пытаются всячески противостоять.

Налагаемые штрафы в случае противодействия проверке не сдерживают противоправное поведение проверяемых компаний, поскольку воспрепятствование проверке и уплата небольшого штрафа[3] для таких лиц выгоднее уплаты «оборотного» штрафа в случае получения антимонопольным органом соответствующих доказательств.

Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ специальной статьей 19.43 и установить санкцию за воспрепятствование проведению проверок антимонопольного органа на предмет соблюдения требования о запрете заключения антиконкурентного соглашения, если это повлекло за собой невозможность проведения или завершения проверки. Размер штрафа, в том числе будет зависеть от суммы выручки правонарушителя:

  • для граждан в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.;

  • для должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;

  • для юридических лиц – от 1/1000 до 1/100 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), но не менее 50 тыс. руб.

Полагаем, что в ходе привлечения лиц к административной ответственности по указанной статье на практике могут возникнуть вопросы в отношении того, какие действия могут быть квалифицированы в качестве повлекших невозможность проведения или завершения проверки.

Стоит отметить, что проверки антимонопольного органа с целью выявления антиконкурентных соглашений проводятся и в сфере государственного оборонного заказа, что обусловливает возможность воспрепятствования их проведению военнослужащими и лицами, имеющими специальные звания.

С целью создания дополнительного механизма превенции совершения правонарушений в указанной сфере Законопроектом предлагается дополнить ст. 2.5 КоАП РФ нормой о том, что военнослужащие также несут ответственность в соответствии со 19.43 Кодекса.

Возможность смягчения или полного освобождения от административной ответственности лиц, сотрудничающих с антимонопольным органом.

Среди механизмов выявления и пресечения антиконкурентных соглашений и согласованных действий одним из наиболее эффективных является применение программ освобождения от ответственности и смягчения ответственности.

Напомним, что Примечанием 1 к действующей редакции ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрены условия освобождения от ответственности за заключение антиконкурентного соглашения (осуществление недопустимых согласованных действий). Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все предусмотренные законом условия.

Согласно тексту Законопроекта условия освобождения от ответственности в целом остаются неизменными, однако предусматривается, что освобождению от ответственности подлежит не только лицо, первым выполнившее все указанные в примечании условия, но и лицо, заключившее с антимонопольным органом соглашение о сотрудничестве в целях освобождения от ответственности при условии исполнения таким лицом всех условий соглашения.

Примечанием 5 к действующей редакции ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрены условия для снижения размера административного штрафа за совершение соответствующего правонарушения. При этом административный штраф в предусмотренном примечанием размере налагается на юридические лица, вторым и третьим выполнившие соответствующие условия.

Законопроектом не предусмотрено изменений условий снижения размера административного штрафа, однако из рассматриваемого примечания предлагается исключить положение о том, что снижение размера штрафа возможно только в отношении вторых и третьих лиц, выполнивших условия. Но, в отличие от действующей редакции ст. 14.32 КоАП РФ, Законопроектом предусмотрено, что положения примечаний 1, 5 не могут быть применены в отношении лиц, заключивших антиконкурентное соглашение (осуществлявших недопустимые согласованные действия), ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ[4].

Полагаем, что указанное нововведение будет способствовать получению антимонопольным органом информации об антиконкурентных соглашениях, в том числе об их продолжительности, конкретных проявлениях, включая доказательства от непосредственных участников антиконкурентного соглашения.

О чем подумать, что сделать

Предстоящие нововведения в значительной степени могут ужесточить меры как уголовной, так и административной ответственности за участие в антиконкурентных соглашениях, а также за противоправные действия хозяйствующих субъектов, направленные на противодействие процессу проведения антимонопольным органом проверок.

При этом нововведения, направленные на изменение порядка смягчения/освобождения от административной ответственности участников антиконкурентного соглашения, будут способствовать повышению эффективности деятельности антимонопольного органа по выявлению и пресечению таких соглашений, а также выходу хоз. субъектов из участия в таком соглашении с наименьшими потерями для своей экономической устойчивости за счет снижения размера штрафа или освобождения от него.

Рекомендуем ознакомиться с текстами Законопроектов и отслеживать их движение, а после принятия Законопроектов – учитывать их положения при осуществлении профессиональной деятельности.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования.

Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.


[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/848246-7; https://sozd.duma.gov.ru/bill/848369-7

[2] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[3] Согласно ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ штраф за воспрепятствование проверке, повлекшее невозможность проведения или завершения проверки, составляет для должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для юр. лиц – от 20 до 50 тыс. руб.

[4]Заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством согласованных действий.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

16.08.2023

Нововведения ФЗ о внесении изменений в закон «О защите конкуренции» - пятый антимонопольный пакет

Елена Соколовская, партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», расскажет о нововведениях федерального закона о внесении изменений в закон «О защ...

Смотреть

29.10.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 11 за 2024 г.

Социальный фонд России может закупать охранные услуги у ЧОП; УФАС посчитало недоказанной недобросовестную конкуренцию...

28.10.2024

Конкуренция и право. Обзор за 21–27 октября 2024 г.

Ряд временных мер поддержки в госзакупках могут стать постоянными; ФАС представила рекомендации по недопущению гринвошинга...

22.10.2024

Журнал «Конкуренция и право» № 5, 2024 (сентябрь-октябрь)

21.10.2024

Конкуренция и право. Обзор за 14–20 октября 2024 г.

Условия для признания цены монопольно высокой скорректировали; в Госдуме разработали рекомендации по регулированию цифровых...