Загрузка...
01.08.2024
3 мин. на чтение

Госдума приняла закон о дифференциации штрафов за воспрепятствование антикартельным проверкам

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о том, что 23.07.2024 Госдумой в третьем чтении принят Законопроектhttps://sozd.duma.gov.ru/bill/848369-7
, предусматривающий изменения в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, необходимость его разработки обусловлена тем, что антимонопольными органами ежегодно выявляется значительное количество картелей и иных антиконкурентных соглашений. При этом на законодательном уровне отсутствуют действенные механизмы и способы выявления и пресечения таких нарушений.

Напомним, что Законопроект внесли в Парламент в ноябре 2019 г. в рамках пакета об ужесточении антикартельных норм, и с того времени он претерпел значительные изменения (в частности, исключены положения, предусматривающие изменения порядка смягчения (освобождения) административной ответственности за заключение антиконкурентного соглашения (осуществление противоправных согласованных действий)См. подробнее: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/gosdumoy-v-pervom-chtenii-prinyaty-dva-zakonoproekta-v-ramkakh-antikartelnogo-paketa/
.

Рассмотрим принятые нововведения.

Ужесточение санкций за воспрепятствование внеплановым проверкам антимонопольного органа

Отметим, что проверки антимонопольного органа на предмет заключения ограничивающих конкуренцию соглашений выделены в антимонопольном законодательстве в отдельную категорию проверок. Так, в соответствии с частью 14 статьи 251 Закона о защите конкуренцииФедеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
 предварительное уведомление проверяемого лица о начале проведения внеплановой проверки в случае проверки на ограничивающие конкуренцию соглашения не допускается.

Вместе с тем, таким проверкам хозсубъекты пытаются всячески противостоять, поскольку внеплановые проверки являются основным способом получения доказательств картелей. В свою очередь, штрафы, предусмотренные за воспрепятствование проверке, не сдерживают противоправное поведение, поскольку компании выгоднее уплатить их, чем оборотный штраф в случае, если будут найдены соответствующие доказательства.

Напомним, что в настоящее время максимальный штраф для юридических лиц за воспрепятствование картельной проверке ФАС России составляет 10 тыс. руб., а если это приводит к невозможности ее проведения или завершения – 50 тыс. руб.Ст. 19.4.1 КоАП РФ

Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ специальной ст. 19.43 и установить санкцию за воспрепятствование законной деятельности должностного лица федерального антимонопольного органа, его территориального органа по проведению проверок соблюдения требования о запрете заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или уклонение от таких проверок в размере:

  • для граждан — от 15 до 30 тыс. руб.;

  • для должностных лиц — от 30 до 50 тыс. руб.;

  • для юридических лиц — в зависимости от суммы выручки:

 Совокупный размер суммы выручки юр. лица от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение      

Размер штрафа

     не более 120 млн руб.      100 тыс. руб.
     от 120 млн руб. до 800 млн руб.      500 тыс. руб.
     от 800 млн руб. до 2 млрд руб.      1 млн руб.
     от 2 млрд руб.      2 млн руб.

Комментарий

Полагаем, что указанные нововведения вполне логичны ввиду малоэффективности действующего механизма административной ответственности за воспрепятствование антимонопольным проверкам и будут способствовать повышению эффективности выявления и пресечения картелей.

О чем подумать, что сделать

Предстоящие нововведения в значительной степени могут ужесточить меры административной ответственности за противоправные действия хозяйствующих субъектов, направленные на противодействие процессу проведения антимонопольным органом проверок.

Мы рекомендуем ознакомиться с текстом Законопроекта и отслеживать его движение, а после принятия – учитывать его положения при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования.

Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

15.07.2024

Маркировка интернет-рекламы: правоприменительная практика регуляторов (ФАС, Роскомнадзор).

В этом выпуске Елена Соколовская, партнер и руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», расскажет о правоприменительной практике по маркировке ...

Смотреть

29.10.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 11 за 2024 г.

Социальный фонд России может закупать охранные услуги у ЧОП; УФАС посчитало недоказанной недобросовестную конкуренцию...

28.10.2024

Конкуренция и право. Обзор за 21–27 октября 2024 г.

Ряд временных мер поддержки в госзакупках могут стать постоянными; ФАС представила рекомендации по недопущению гринвошинга...

22.10.2024

Журнал «Конкуренция и право» № 5, 2024 (сентябрь-октябрь)

21.10.2024

Конкуренция и право. Обзор за 14–20 октября 2024 г.

Условия для признания цены монопольно высокой скорректировали; в Госдуме разработали рекомендации по регулированию цифровых...