Госдума приняла закон о дифференциации штрафов за воспрепятствование антикартельным проверкам
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о том, что 23.07.2024 Госдумой в третьем чтении принят Законопроектhttps://sozd.duma.gov.ru/bill/848369-7
, предусматривающий изменения в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, необходимость его разработки обусловлена тем, что антимонопольными органами ежегодно выявляется значительное количество картелей и иных антиконкурентных соглашений. При этом на законодательном уровне отсутствуют действенные механизмы и способы выявления и пресечения таких нарушений.
Напомним, что Законопроект внесли в Парламент в ноябре 2019 г. в рамках пакета об ужесточении антикартельных норм, и с того времени он претерпел значительные изменения (в частности, исключены положения, предусматривающие изменения порядка смягчения (освобождения) административной ответственности за заключение антиконкурентного соглашения (осуществление противоправных согласованных действий)См. подробнее: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/gosdumoy-v-pervom-chtenii-prinyaty-dva-zakonoproekta-v-ramkakh-antikartelnogo-paketa/
.
Рассмотрим принятые нововведения.
Ужесточение санкций за воспрепятствование внеплановым проверкам антимонопольного органа
Отметим, что проверки антимонопольного органа на предмет заключения ограничивающих конкуренцию соглашений выделены в антимонопольном законодательстве в отдельную категорию проверок. Так, в соответствии с частью 14 статьи 251 Закона о защите конкуренцииФедеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
предварительное уведомление проверяемого лица о начале проведения внеплановой проверки в случае проверки на ограничивающие конкуренцию соглашения не допускается.
Вместе с тем, таким проверкам хозсубъекты пытаются всячески противостоять, поскольку внеплановые проверки являются основным способом получения доказательств картелей. В свою очередь, штрафы, предусмотренные за воспрепятствование проверке, не сдерживают противоправное поведение, поскольку компании выгоднее уплатить их, чем оборотный штраф в случае, если будут найдены соответствующие доказательства.
Напомним, что в настоящее время максимальный штраф для юридических лиц за воспрепятствование картельной проверке ФАС России составляет 10 тыс. руб., а если это приводит к невозможности ее проведения или завершения – 50 тыс. руб.Ст. 19.4.1 КоАП РФ
Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ специальной ст. 19.43 и установить санкцию за воспрепятствование законной деятельности должностного лица федерального антимонопольного органа, его территориального органа по проведению проверок соблюдения требования о запрете заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или уклонение от таких проверок в размере:
-
для граждан — от 15 до 30 тыс. руб.;
-
для должностных лиц — от 30 до 50 тыс. руб.;
-
для юридических лиц — в зависимости от суммы выручки:
Совокупный размер суммы выручки юр. лица от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение |
Размер штрафа
|
не более 120 млн руб. | 100 тыс. руб. |
от 120 млн руб. до 800 млн руб. | 500 тыс. руб. |
от 800 млн руб. до 2 млрд руб. | 1 млн руб. |
от 2 млрд руб. | 2 млн руб. |
Комментарий
Полагаем, что указанные нововведения вполне логичны ввиду малоэффективности действующего механизма административной ответственности за воспрепятствование антимонопольным проверкам и будут способствовать повышению эффективности выявления и пресечения картелей.
О чем подумать, что сделать
Предстоящие нововведения в значительной степени могут ужесточить меры административной ответственности за противоправные действия хозяйствующих субъектов, направленные на противодействие процессу проведения антимонопольным органом проверок.
Мы рекомендуем ознакомиться с текстом Законопроекта и отслеживать его движение, а после принятия – учитывать его положения при осуществлении своей профессиональной деятельности.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования.
Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.