Загрузка...
09.10.2024
5 мин. на чтение

Госдума подготовила изменения в закон о защите конкуренции

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о том, что 01.10.2024 Госдумой в третьем чтении принят Законопроектhttps://sozd.duma.gov.ru/bill/409891-8
, которым предлагается уточнить понятие «хозяйствующий субъект» и скорректировать порядок определения монопольно высокой (низкой) цены.

Поправки вносятся в Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции, Закон).

Законопроект был внесен в парламент в июле 2023 г., а затем в новой редакции – в январе 2024 г. Как указано в Пояснительной записке, Законопроект был разработан в целях совершенствования антимонопольного законодательства и обеспечения независимости внутренних цен от показателей биржевых и (или) внебиржевых индикаторов цен на мировых товарных рынках.

Предполагается, что нововведения вступят в силу с 1 марта 2025 г. Рассмотрим их подробнее.

1. Изменение порядка определения монопольно высокой (низкой) цены

Напомним, что п. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции установлено понятие «монопольно высокой цены», при этом в действующей редакции статьи предусмотрено, что определить, является ли цена таковой, можно, в том числе, путем ее сравнения с ценой, установленной на сопоставимом товарном рынке за пределами РФ. Аналогичные положения предусмотрены и для процедуры определения монопольно низкой цены (п. 1 ст. 7 Закона о защите конкуренции).

Вместе с тем, согласно ч. 8 ст. 6 Закона, при определении монопольно высокой цены учет биржевых и внебиржевых индикаторов цен, установленных на мировых рынках аналогичного товара, является обязательным.

На практике нередко возникают ситуации, при которых цены на внутреннем рынке основываются исключительно на зарубежных индикаторах и не учитывают экономическую ситуацию на внутреннем товарном рынке. При таких обстоятельствах закономерно происходит необоснованное подорожание продукции в отсутствие каких-либо иных факторов, за исключением повышения общемировых цен, что, в свою очередь, приводит к снижению покупательской способности внутри страны.

С учетом изложенного, предлагается исключить из Закона положения, согласно которым монопольно высокая и монопольно низкая цены могут определяться на основании сопоставимых рынков за пределами страны. Также предусматривается, что учитывать биржевые и внебиржевые индикаторы цены на мировых рынках аналогичного товара при определении монопольно высокой цены будет не обязательно.

Важно отметить, что исключение из Закона вышеуказанных положений не означает, что рассматриваемые показатели не смогут применяться. Хозяйствующие субъекты по-прежнему смогут на них ссылаться в качестве обоснования установления цены, тем не менее, у антимонопольного органа при определении того, является ли цена монопольно высокой (низкой), не будет обязанности их учитывать.   

Законопроектом предусматривается расширение перечня участников сделок, объемы которых могут учитываться при оценке монопольной цены – предлагается учитывать сделки лиц, входящих в одну группу с доминирующим субъектом, или тех, кто действует в его интересах.

Дополнительно стоит отметить, что изменение цен на мировых товарных рынках, согласно Законопроекту, предложено исключить и из числа обстоятельств, учитываемых при определении согласованности действий хозяйствующих субъектов.

Комментарий

Данные нововведения являются рациональными, тем не менее в настоящий момент нерешённым остается вопрос, как на практике антимонопольный орган будет определять, в каком случае при установлении монопольно (низкой) высокой цены необходимо обращаться к международным индикаторам, а в каком нет.

2. Корректировка понятия «хозяйствующий субъект»

В соответствии с положениями п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции предоставляются, в том числе, хозяйствующим субъектам. При этом в соответствии с п. 13.2 ч. 1 ст. 19 Закона государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены в целях поддержки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих «Налог на профессиональный доход».

Тем не менее, указанная категория лиц не включена в понятие хозяйствующего субъекта, закрепленного в п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции. С учетом изложенного, Законопроектом предлагается скорректировать понятие хозяйствующего субъекта, включив в него обозначенную категорию физических лиц.

Комментарий

Полагаем, что данное нововведение позитивно для рассматриваемой категории лиц, поскольку уточнение понятия «хозяйствующий субъект» будет способствовать тому, что процедура представления преференций станет более прозрачной.

3. Расширение перечня оснований для выдачи антимонопольным органом предостережения

Согласно действующему законодательству, ФАС России имеет возможность направить компании или ее должностному лицу предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства только в том случае, если имело место какое-либо публичное заявление о планируемом поведении, способном привести к нарушению антимонопольного законодательства (ч. 1, 2 ст. 25.7 Закона о защите конкуренции).

Законопроектом предлагается дополнить инструментарий антимонопольного органа по принятию оперативных мер реагирования, и наделить его правом направлять такие предостережения на основании любой имеющейся информации о будущих действиях компании.

Комментарий

Фактически предусматривается расширение перечня оснований для выдачи антимонопольным органом предостережений, но полагаем, что данное нововведение является положительным, поскольку позволит вместо возбуждения ведомством дела в отношении хозяйствующего субъекта, дать последнему (путем выдачи предостережения) возможность прекратить совершать действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.


Дополнительно стоит отметить, что Законопроектом предусматриваются положения, согласно которым предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства может быть выдано хозяйствующим субъектам, владеющим цифровой платформой в случае совершения ими действий, предусмотренных п. 3, 5, 6 и 8 ч. 1 ст. 10 Закона (т. е. злоупотребления доминирующим положением на рынке).

Комментарий

Данное нововведение достаточно предсказуемое и очевидное с учётом вступления в силу «пятого антимонопольного пакета», предусматривающего запрет на монополистическую деятельность для данной категории хозяйствующих субъектов.

О чем подумать, что сделать

Предстоящие нововведения в значительной степени могут изменить процесс определении факта установления хозяйствующим субъектом монопольно высокой (низкой) цены товара, факта согласованных действий хозяйствующих субъектов на товарном рынке, а также процедуры направления антимонопольным органом предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства и предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Мы рекомендуем ознакомиться с текстом документа и после его вступления в силу – учитывать его положения в профессиональной деятельности.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования.

Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

15.08.2024

Искусственный интеллект: антимонопольные и рекламные риски. Елена Соколовская

Елена Соколовская, партнер и руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», рассказывает об антимонопольных и рекламных рисках, возникающих при использовании иск...

Смотреть

14.10.2024

Конкуренция и право. Обзор за 7-13 октября 2024 г.

Федеральное казначейство будет детально мониторить цены на продукцию по ГОЗ; возможность заключения соглашений о стабилизации...

10.10.2024

Прокурорские иски по картелям. Основания для спецсанкции

Продолжаем обсуждать тему прокурорских исков по картелям, начатую в прошлом номере «Конкуренции и права». На этот раз исследуется...

07.10.2024

Конкуренция и право. Обзор за 30 сентября – 6 октября 2024 г.

Условия для признания цены монопольно высокой/низкой скорректируют: поправки прошли третье чтение; имущественные торги...

04.10.2024

Госзакупочный апдейт

Сфера госзакупок за последние годы не раз подвергалась масштабным изменениям. Сначала оптимизационные пакеты поправок, затем...