Загрузка...
20.03.2023
3 мин. на чтение

Госдума готовит к принятию закон, который уточнит правовые последствия недействительности сделок с иностранными инвестициями

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о том, что 15.02.2023 Госдумой в первом чтении рассмотрен Законопроект[1], вносящий изменения в ст. 15 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – Закон № 57-ФЗ).

Законопроект был разработан с целью конкретизации правовых последствий недействительности сделок, совершенных с нарушением требований законодательства о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, коррелирующих действующим положениям гражданского законодательства.

Рассмотрим основные планируемые нововведения.

1. Прямое закрепление последствий недействительности сделок, совершенных с нарушением Закона № 57-ФЗ.

Напомним, что в силу ст. 15 Закона № 57-ФЗ сделки, на которые распространяется действие Закона № 57-ФЗ и совершенные с нарушением его положений, ничтожны.

К таким сделкам в судебном порядке по иску антимонопольного органа применяются последствия их недействительности в соответствии с гражданским законодательством, в том числе, двустороння реституция - возврат всего полученного по сделке ее сторонами[2] (ст. 167 ГК РФ).

Законопроектом предусматривается прямое закрепление в Законе № 57-ФЗ положений, согласно которым при применении судом последствий недействительности сделки, совершенной недобросовестным иностранным инвестором (группой лиц) в нарушение требований Закона № 57-ФЗ, суд может взыскать в доход Российской Федерации:

  • приобретенные в результате совершения такой сделки сторонами, действовавшими умышленно, акции (доли) хоз. общества, имеющего стратегическое значение,

  • приобретенное иностранным инвестором (группой лиц) имущество, относимое к основным производственным средствам ранее упомянутого хоз. общества,

  • доходы, полученные в результате совершения такой сделки иностранным инвестором (группой лиц), действовавшим умышленно.

Законопроектом также предусматривается, что последствия недействительности сделок с иностранными инвестициями по аналогии будут применяться и к иным действиям, на которые распространяется действие Закона № 57-ФЗ (ст. 7 Закона № 57-ФЗ), в результате которых иностранный инвестор (группа лиц) незаконно приобрел право определять решения органов управления хоз. общества, имеющего стратегическое значение (в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности).

Вместе с тем, согласно Законопроекту, при принятии судом решения о применении последствий недействительности сделки будет учитываться наличие или отсутствие рисков сохранения или возникновения угрозы обороне страны и (или) безопасности государства в случае двусторонней реституции.

Комментарий

Полагаем, что указанные нововведения вполне логичны и будут способствовать обеспечению правовой определенности в области контроля за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

2. Взыскание убытков по сделкам, совершенным с нарушением Закона № 57-ФЗ.

Законопроектом предусмотрена возможность взыскания с недобросовестного иностранного инвестора (группы лиц) убытков, в том числе упущенной выгоды, возмещения вреда, причиненного имуществу хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в результате осуществления иностранным инвестором (группой лиц) прав в отношении такого общества или его имущества, приобретенного в результате сделки, иного действия, указанного в ст. 7 Закона № 57-ФЗ, и совершенных с нарушением его положений.

Таким образом, хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение, будет наделено правом обратиться в суд или арбитражный суд с соответствующим иском к инвестору или группе лиц, в которую входит иностранный инвестор.

Комментарий

Полагаем, что рассматриваемая норма в части, предусмаривающей возможность обращения в суд общей юрисдикции, нуждается в корректировке, поскольку противоречит как ч. 6 ст. 15 Закона № 57-ФЗ, устанавливающей, что дела, связанные с нарушением требований указанного закона, входят в подсудность исключительно арбитражных судов, так и положениям АПК РФ[3].

О чем подумать, что сделать

Полагаем, что принятие Законопроекта, в том числе, упростит процесс взыскания имущества у недобросовестных иностранных инвесторов в рамках Закона № 57-ФЗ. Вместе с тем, финальный текст Законопроекта еще не утвержден и, вероятно, будет подвергнут изменениям.

Рекомендуем ознакомиться с Законопроектом и отслеживать его движение, а после принятия - учитывать его положения при осуществлении профессиональной деятельности.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе, при предварительном согласований сделок с иностранными инвесторами.

Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.


[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/260065-8

[2] А в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

[3] Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.12.2022

Нерешенные вопросы корпоративного права - что мешает бизнесу? "Потерянные" акционеры, золотые акции

В этом ролике Илья Болотнов - партнер и руководитель корпоративной практики «Пепеляев Групп», расскажет какие нерешенные вопросы корпоративного права мешают российскому б...

Смотреть

29.10.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 11 за 2024 г.

Социальный фонд России может закупать охранные услуги у ЧОП; УФАС посчитало недоказанной недобросовестную конкуренцию...

29.10.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 14–27 октября 2024

Расширен перечень закрытых конкурентных способов определения поставщиков; ряд временных мер поддержки в госзакупках мо...

28.10.2024

Конкуренция и право. Обзор за 21–27 октября 2024 г.

Ряд временных мер поддержки в госзакупках могут стать постоянными; ФАС представила рекомендации по недопущению гринвошинга...

22.10.2024

Журнал «Конкуренция и право» № 5, 2024 (сентябрь-октябрь)