Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» может иметь не только гражданско-правовые, но и налоговые последствия
Юридическая фирма «Пепеляев Групп» в своем информационном сообщении от 11.01.2010 г. ранее сообщала о принятии в конце 2009 г. Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вступающего в силу с 01.02.2010 г.
Данный закон вводит целый ряд правовых ограничений, существенно затрагивающих деятельность торговых сетей, а также поставщиков продовольственных товаров. Многие из таких ограничений, в частности ограничение размеров бонусов, выплачиваемых поставщиками торговым сетям, или сроков возврата денег за поставленный товар, вызовут у указанных субъектов рынка не только гражданско-правовые, но и налоговые последствия.
Одна из важных новелл коснулась порядка осуществления стимулирующих выплат поставщиками в адрес торговых сетей, а в некоторых случаях и в адрес дистрибьюторов. Законом введены следующие ограничения и антимонопольные правила:
- при поставке продовольственных товаров поставщик в рамках договора может уплачивать торговой сети единственный вид вознаграждения - премию (бонус) за приобретение определенного количества продовольственных товаров, т.е. за объем. Размер такого вознаграждения не может превышать 10 % от цены товара. Существует вероятность истолкования положений Закона следующим образом: вознаграждение за приобретение определенного количества товара не может предоставляться иными способами, в том числе, путем реализации товара по пониженной цене, то есть путем предоставления скидки на цену товара;
- ограничена возможность установления в договоре платы за право продажи товаров в торговой сети (широко распространенная на практике плата за «вход в торговую сеть или торговую точку), включение в ассортимент продукции сети новых товаров, расширение их ассортимента вне зависимости от того, на основании какого договора производится данная выплата;
- установлен ряд запретов (статья 13), которые могут быть восприняты на практике как ограничивающие свободу сторон по договору поставки продовольственной продукции согласовывать и включать в договоры поставки продукции скидки, превышающие определенную Законом величину;
- плата за рекламирование продовольственных товаров, маркетинг и иные подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров в торговой сети, могут оказываться сетями только на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.
Принятие данного Закона вынуждает многих участников рынка изменить их стандартную модель взаимоотношений в части осуществления различных рекламных и маркетинговых мероприятий и стимулирования продаж. Следует признать, что Закон повлечет отказ от практики выплаты бонусов или начисления скидок в рамках договоров поставки и замену их договорами на оказание рекламных и маркетинговых услуг. Несмотря на формирующуюся в настоящее время положительную арбитражную практику по вопросу учета расходов за подобные услуги, вводимые ограничения на выплату бонусов в рамках договора поставки делают невозможным применение подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ в такого рода налоговых спорах. При переходе на новые стандарты работы необходимо учитывать особенности налогообложения договоров возмездного оказания услуг, заключаемых в сфере розничной торговли.
Обращаем Ваше внимание, что на приведение уже заключенных договоров в соответствие с новыми требованиями хозяйствующим субъектам отведено 180 дней со дня вступления закона в силу.
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
в Москве – к Андрею Терещенко, Партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail: info@pgplaw.ru
в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail: spb@pgplaw.ru