Вступили в силу изменения в Гражданский кодекс РФ о правовой охране географических указаний
Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о вступлении в силу изменений в четвертую часть Гражданского кодекса РФ, внесенных Федеральным законом от 26.07.2019 № 230-ФЗ, в соответствии с которыми в России вводится новый объект интеллектуальных прав – географическое указание, а также совершенствуется правовая охрана наименований мест происхождения товаров (НМПТ).
Изменения вступили в силу с 27 июля 2020 г.
Отличия географического указания от НМПТ
Географическому указанию предоставляется охрана в качестве средства индивидуализации, если оно идентифицирует товар, характеристики которого (например, определенное качество или репутация) в значительной степени связаны с его географическим происхождением. При этом на территории соответствующего географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая существенным образом на характеристики товара[1].
Уточнены понятие НМПТ и условия его правовой охраны. Теперь в качестве НМПТ может охраняться лишь наименование географического объекта (или производное от такого наименования обозначение), ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на его особые свойства, должны осуществляться на территории данного географического объекта[2].
Исключительное право на географическое указание может быть предоставлено любому лицу, которое в границах данного географического объекта производит товар, обладающий соответствующими характеристиками.
При регистрации географического указания заявитель должен представить документы, подтверждающие производство им товара, характеристики которого в значительной степени связаны с географическим происхождением. При этом, в отличие от регистрации НМПТ, не требуется представлять заключение уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти[3] или иного уполномоченного органа/организации[4].
|
Правовая охрана географических указаний характеризуется менее строгими требованиями к объективным характеристикам товара и их уникальности, а также более простой процедурой предоставления правовой охраны. В результате этого более широкий круг наименований географических объектов и производных от них обозначений потенциально может получить правовую охрану в качестве средств индивидуализации. |
Объем правовой охраны географических указаний
Право использования географического указания, в том числе на товарах, этикетках, упаковках, в сопроводительной документации, в сети «Интернет», принадлежит обладателю свидетельства об исключительном праве на географическое указание.
Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы географическое указание или сходные с ним до степени смешения обозначения, являются контрафактными.
При этом незаконным использованием географического указания, в частности, является:
(1) использование зарегистрированного географического указания лицами, не обладающими правом его использования, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара;
(2) использование зарегистрированного географического указания в отношении товара, не обладающего соответствующими характеристиками или произведенного за пределами границ соответствующего географического объекта;
(3) использование сходного с зарегистрированным географическим указанием обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения товара или характеристик товара.
Обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с географическим указанием, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков на имя иных лиц в отношении любых товаров.
|
Исходя из формулировок закона, производитель любых товаров, использующий зарегистрированное географическое указание или сходное с ним до степени смешения обозначение в отсутствие свидетельства об исключительном праве на географическое указание, потенциально может быть признан нарушителем исключительного права на географическое указание. |
Ответственность за незаконное использование географического указания
Контрафактные товары, этикетки, упаковки товаров, на которых размещено незаконно используемое географическое указание, по требованию правообладателя исключительного права на географическое указание могут быть изъяты из оборота и уничтожены за счет нарушителя.
Также правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации:
(1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
(2) в двукратном размере стоимости контрафактных товаров, на которых незаконно размещено географическое указание.
Таким образом, несмотря на менее строгие требования к охраноспособности географического указания, Гражданским кодексом РФ предусмотрена такая же ответственность за нарушение исключительного права на него, как и за нарушение исключительного права на НМПТ.
Защита прав третьих лиц при регистрации географических указаний
После принятия заявки на географическое указание к рассмотрению Роспатент публикует содержащиеся в ней сведения в официальном бюллетене.
После публикации сведений о заявке на географическое указание любое лицо в течение трех месяцев вправе представить в Роспатент возражение против предоставления правовой охраны географическому указанию и (или) против предоставления исключительного права на географическое указание.
В случае государственной регистрации географического указания предоставление ему правовой охраны может быть оспорено заинтересованным лицом путем подачи возражения в Роспатент. В частности, предоставление правовой охраны географическому указанию может быть оспорено, если оно способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя, в том числе в связи с наличием тождественного или сходного товарного знака, имеющего более ранний приоритет.
О чем подумать, что сделать
Производителям товаров, характеристики которых, в том числе репутация, могут быть связаны с географическим происхождением, целесообразно, самостоятельно или совместно с другими производителями соответствующего региона, рассмотреть вопрос о возможности подачи заявки на регистрацию географического указания.
В такой ситуации рекомендуется осуществление регулярного мониторинга подачи заявок на географические указания третьими лицами с целью оперативного направления в Роспатент возражения против предоставления правовой охраны географическому указанию или с целью подачи своей заявки на предоставление исключительного права на данное географическое указание.
Иным организациям, которые используют в своей деятельности, связанной с производством любых товаров, официальные или неофициальные наименования географических объектов, а также производные от них обозначения, также целесообразно осуществлять регулярный мониторинг с целью оперативного получения информации о подаче заявок на географические указания третьими лицами и принятия необходимых мер по защите своих прав и законных интересов. В случае подачи заявки на регистрацию своего товарного знака, включающего указанные обозначения, рекомендуется проводить предварительный поиск по заявленным и зарегистрированным географическим указаниям независимо от вида заявленных товаров.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» имеют большой опыт защиты интеллектуальных прав в административных и судебных органах. Мы готовы оказать правовую поддержку по всем вопросам, связанным с регистрацией, оспариванием и защитой интеллектуальных прав на объекты интеллектуальной собственности, включая НМПТ и географические указания.
[1] В качестве примеров потенциальных географических указаний приводятся обозначения «Русская икра», «Камчатский краб», «Пензенский кленовый сироп» (презентация с заседания Совета по вопросам интеллектуальной собственности на тему: «Вопросы развития института интеллектуальной собственности в субъектах РФ»).
[2] В качестве НМПТ зарегистрированы обозначения «Вологодское масло», «Гжель», «Тульский пряник», «Федоскино», «Оренбургский пуховый платок», «Нарзан» и др.
[3] Минздрав России, Минпромторг России, Минсельхоз России, Росалкогольрегулирование.
[4] Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или организация, уполномоченная высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится географический объект.