Электронные повестки и другие изменения в закон о воинской обязанности и военной службе
14 апреля 2023 г. вступил в силу так называемый «закон об электронных повестках»[1], которым внесены изменения[2] в некоторые федеральные законы, в основном в закон о воинской обязанности и военной службе[3].
Итак, что изменилось.
Будут сформированы Государственный информационный ресурс, Реестр воинского учёта и Реестр направленных (врученных) повесток
Государственный информационный ресурс:
-
будет содержать данные о гражданах, которые необходимы для актуализации документов воинского учёта;
-
пользователи: Минобороны РФ и военкоматы.
Комментарий
Особенности ведения Ресурса, порядок его использования, оператор, перечень поставщиков сведений, состав сведений, порядок, сроки и периодичность их предоставления будут утверждены Правительством РФ.
Реестр воинского учёта:
1. цель формирования – информационное обеспечение воинского учёта, создается Минцифры России, ведется военкоматами;
2. путем внесения сведений в Реестр будет осуществляться постановка на воинский учёт, снятие с учёта, внесение изменений в документы воинского учёта, зачисление военнообязанных в запас и пр. (в том числе без личной явки граждан в военкомат);
3. формируется на основе сведений:
- государственного информационного ресурса;
- полученных из государственных информационных систем и ресурсов;
- полученных от органов власти: органов внутренних дел, органов дознания и предварительного следствия, ФНС России, федеральных судов, Фонда пенсионного и социального страхования РФ, органов государственной власти субъектов РФ, в т. ч. в сфере образования, ЦИК России, Минпросвещения РФ;
- полученных от организаций, в том числе медицинских и образовательных, и граждан.
4. в нём учитываются сведения:
- о направлении военкоматами повесток в отношении гражданина и получении их;
- о явке (неявке) по повесткам;
- о применении в отношении граждан временных мер, направленных на обеспечение их явки по повесткам;
- о применении мер административной, уголовной ответственности в связи с нарушением воинских обязанностей;
- об обжаловании решений военкоматов, призывных комиссий и о результатах рассмотрения таких жалоб.
5. сведения, содержащиеся в записи Реестра, могут быть изменены по обращениям граждан или их законных представителей (если будут подтверждены после проверки информации в уполномоченных органах и организациях);
6. обработка персональных данных в целях воинского учёта осуществляется без необходимости получения согласия субъекта персональных данных на их обработку.
Комментарий
Порядок, сроки и особенности создания, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, функционирования и ведения Реестра, содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, вводу его в эксплуатацию и эксплуатации Правительством РФ на данный момент не утверждены. По мнению Минцифры России, запустить Реестр в полном объеме можно будет, скорее всего, не раньше начала очередного осеннего призыва на срочную службу.
Реестр направленных (врученных) повесток:
1. будет формироваться в автоматическом режиме на основании сведений Реестра воинского учёта и будет общедоступным;
2. будет включать копии направленных повесток, информацию о датах направления повестки, её вручения и явки по повестке в военкомат, сведения о гражданине, подлежащем призыву на военную службу;
3. доступ к информации Реестра повесток будет обеспечена:
- путем предоставления авторизованного доступа к личному кабинету гражданина в Реестре повесток;
- путем размещения информации о направлении повестки в личном кабинете на Портале государственных и муниципальных услуг (функций);
- при личном обращении в МФЦ за получением выписки из Реестра повесток (об обращении гражданина в течение суток МФЦ проинформирует военкомат, направивший повестку).
Комментарий
Порядок ведения Реестра повесток, его оператор на настоящий момент Правительством РФ не определены, Реестр не создан. Нет пока порядка предоставления авторизованного доступа к личному кабинету гражданина в Реестре повесток (определяется оператором Реестра).
Дополнен порядок вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу
Повестки могут быть вручены одновременно в письменной и в электронной форме. Юридическая сила этих повесток одинакова.[4]
В письменной форме повестки вручаются:
- лично работниками военкомата под расписку;
- по месту работы (учебы) руководителями или другими ответственными за военно-учётную работу должностными лицами (работниками) организаций под расписку;
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места жительства или места пребывания. Будут считаться врученными в день доставки (вручения) соответствующих писем при наличии в уведомлении о вручении отметки организации почтовой связи о доставке (вручении) письма гражданину.
Комментарий
Изначально предполагалось[6] установить, что повестки будут считаться врученными под расписку, если будут доставлены почтой не только гражданам, которым адресованы, но и совершеннолетним членам их семей или уполномоченным представителям. Но в принятом законе такое правило отсутствует.
В электронной форме повестки направляются:
- в порядке и способами, которые будут установлены Правительством РФ, и считаются врученными с момента размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе, в информационной системе. Управление формированием и рассылкой повесток военкоматов будет осуществляться с использованием Реестра воинского учёта.
Комментарий
Минцифры России сообщило, что в законе об электронных повестках прямо не указано, что они будут направлены через Портал государственных и муниципальных услуг (функций). Способы направления повесток должно установить Правительство РФ, но на настоящий момент они не установлены.
Если гражданин отказался от получения повестки, повестка гражданину считается врученной в день такого отказа.
Если у военкомата нет информации о вручении повестки лично, по почте или через личный кабинет, то она будет считаться врученной по истечении 7 дней с даты её размещения в Реестре повесток.
Если гражданин, подлежащий призыву на военную службу, не получил повестку военкомата в период проведения призыва, он обязан в двухнедельный срок со дня начала следующего периода проведения призыва лично явиться в военкомат для сверки данных воинского учёта.
Введена возможность взаимодействия с военкоматом через Портал государственных и муниципальных услуг (функций)
Взаимодействие гражданина и военкомата через Портал
Военкомат будет:
- оповещать о постановке на воинский учёт, снятии с него, о внесении изменений в документы воинского учёта (если эти действия осуществлены без личной явки гражданина);
- информировать о ходе и результатах обработки обращений граждан;
- рассылать уведомления о применении и снятии ограничительных мер;
- предоставлять возможность доступа к информации, содержащейся в Реестре повесток, о направлении и получении повесток;
Комментарий
Вероятно, в будущем с использованием Портала все-таки будут рассылаться и сами повестки, о чём неоднократно заявляли инициаторы законопроекта. Но пока порядок и способы их вручения Правительством РФ не определены.
Гражданин будет:
- предоставлять необходимые для осуществления воинского учёта документы и сведения;
- обращаться для изменения сведений, содержащихся в записи Реестра воинского учёта;
- подавать заявления для постановки на воинский учёт при исключении из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учётной специальности, приобретении гражданства РФ (для граждан, подлежащих постановке на воинский учёт);
- подавать заявления о медицинском освидетельствовании при наличии оснований для предоставления отсрочки от призыва или права на освобождение от призыва;
- сообщить о получении повестки после указанной в ней даты явки (срок для направления сообщения составляет две недели со дня получения повестки);
- направлять жалобы в призывную комиссию субъекта РФ.
Заявления граждан, поданные в электронной форме, подписываются простой электронной подписью. Возможность взаимодействия через Портал не исключает возможности личного общения с военкоматом.
Взаимодействие работодателя и военкомата через Портал
1. Военкомат будет направлять:
- запросы необходимых сведений;
- повестки в электронной форме о вызовах граждан для вручения им;
- уведомления о вынесении в отношении работника заключения о том, что он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и т.д.
2. Работодатель будет направлять:
- сведения о гражданах, необходимые для ведения воинского учёта, оператору государственного информационного ресурса и военкомату (в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений (ранее срок составлял две недели));
- сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учёте, но обязанных состоять (в течение 3 рабочих дней (ранее срок составлял две недели));
3. уведомления об увольнении работника при получении уведомления о вынесении в отношении него заключения о том, что он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и т. д.
Заявления организаций, поданные в электронной форме, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации.
Временные ограничительные меры
Со дня вручения повестки (или даты, когда повестка считается врученной) в качестве временной меры, направленной на обеспечение явки по повестке, запрещается выезд из России. Решение о данной мере формируется автоматически в Реестре воинского учёта и действует до исполнения обязанности явиться по повестке в военкомат.
Неявка без уважительной причины гражданина, состоящего на воинском учёте, по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, влечет применение в отношении такого гражданина временных мер, направленных на обеспечение его явки, в виде:
-
запрета на государственную регистрацию физических лиц в качестве ИП;
-
запрета на постановку на учёт в налоговом органе физического лица в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятый);
-
приостановки постановки недвижимого имущества на государственный кадастровый учёт и (или) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
-
ограничения на пользование гражданином правом на управление транспортными средствами;
-
запрета на государственную регистрацию транспортных средств;
-
отказа в заключении кредитного договора, договора займа.
Комментарий
Также вносятся изменения в Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», согласно которым кредитор обязан отказывать заемщику в заключении договора потребительского кредита (займа) до формирования в Реестре воинского учета решения об отмене временных мер. Но в общей норме закона о воинской обязанности и военной службе. Ограничений по кругу возможных заимодавцев нет, пока неясен механизм реализации этого запрета на практике в отношении организаций и частных лиц, не относящихся к кредитным организациям и некредитным финансовым организациям, и будет ли он установлен.
Перечень временных ограничительных мер, представленный в законе, не исчерпывающий. Органы государственной власти субъектов РФ вправе ограничить получение гражданами выплат, льгот, мер поддержки и иных преференций.
Решение о принятии временных ограничительных мер также автоматически формируется в Реестре воинского учёта.
Наложение ограничений может быть обжаловано в досудебном или судебном порядке. Досудебный порядок предусматривает рассмотрение жалобы в течение 5 календарных дней со дня её подачи, а в случае подачи жалобы через МФЦ – в течение 7 календарных дней со дня её поступления в МФЦ.
Комментарий
Наложение ограничительных мер возможно для граждан, подлежащих призыву на военную службу, в том числе находящихся за пределами РФ и не явившихся в военкомат по повестке.
Какого-либо предельного срока действия ограничительных мер нет. Они отменяются в течение суток с момента явки гражданина по повестке о призыве или подтверждения уважительных причин неявки в автоматическом режиме.
Введен порядок досудебного обжалования решений
В призывную комиссию субъекта РФ возможно в досудебном порядке обжаловать:
-
решения об установлении временных ограничительных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военкомата;
-
решения военкомата об отказе во внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре воинского учёта;
-
решения, принимаемые комиссией о постановке граждан на воинский учёт, о зачислении в запас или об освобождении от исполнения воинской обязанности;
-
решения (заключения) призывной комиссии о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва, об освобождении от призыва.
Введенный порядок подачи жалоб и их рассмотрения предусматривает право на обжалование решений гражданином, в отношении которого принято решение.
Досудебное обжалование не является обязательным.
Какая ответственность и за что может последовать
Новый закон не вносит какие-либо изменения в порядок и основания привлечения к административной, уголовной ответственности, не изменяет применимые санкции.
Административная ответственность за неисполнение обязанностей по воинскому учёту установлена статьей 21.5 КоАП РФ и предусматривает назначение предупреждения или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
К обязанностям по воинскому учёту относятся как неявка в установленный срок в военкомат для постановки на воинский учёт, снятия с воинского учёта и внесения изменений в документы воинского учёта, так и неявка по вызову (повестке) в установленные время и место без уважительной причины.
Перечень уважительных причин неявки также не претерпел изменений (п. 2 ст. 7 закона о воинской обязанности и военной службе), это:
-
заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
-
тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
-
препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина (например, стихийное бедствие).
Призывной комиссией в военкомате или впоследствии в суде уважительными могут быть признаны и иные причины.
Что касается уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу, то она предусмотрена ст. 328 УК РФ и предусматривает наказание вплоть до двух лет лишения свободы.
Уклоняющимся считается гражданин, который не явился без уважительных причин по повестке военкомата и таким образом намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву.
На наш взгляд, увеличились риски привлечения к ответственности для подлежащих призыву на военную службу граждан, находящихся за пределами РФ и не явившихся в военкомат по повестке, так как электронные повестки теперь могут быть им вручены (или считаться врученными).
О чем подумать
Обратной силы данный закон не имеет, так как очевидно ухудшает положение граждан. Вместе с тем, новые правила могут применяться в осенний призыв и во вторую волну мобилизации, если таковая состоится. Будут они применяться все или частично будет зависеть от обеспечения нормативной и технической возможности: будут ли приняты Правительством РФ необходимые акты, сформированы реестры.
Помощь консультанта
Юристы «Пепеляев Групп» готовы дать комментарии и рекомендации в связи с новым регулированием, оценить действия уполномоченных лиц на предмет их законности, помочь принять меры по защите прав и законных интересов компании и её работников.
[1] Федеральный закон от 14.04.2023 № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] Перечисленные изменения, на наш взгляд, основные. Вместе с тем, закон содержит и иные нововведения.
[3] Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ.
[4] Военкомат может направлять также повестки для сверки сведений и получения документов воинского учёта. Порядок их направления и получения тот же.
[5] См.: Пояснительная записка к законопроекту.