Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 5 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект № 568223-8 (далее – Законопроект), предусматривающий унифицированное правовое регулирование деятельности маркетплейсов.
Кто такие агрегаторы информации о товарах (маркетплейсы)?
Согласно п. 3 ст. 2 Законопроекта агрегатор информации о товарах – программа для ЭВМ и (или) сайт (страница сайта) в сети «Интернет», которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара возможность одновременно:
-
ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара;
-
заключить с продавцом договор купли-продажи;
-
произвести предварительную оплату указанного товара путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 5 ст. 2 Законопроекта владельцем агрегатора информации о товарах является организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые осуществляют владение программой для ЭВМ и (или) сайтом и (или) страницей сайта в сети «Интернет», являющихся агрегатором информации о товарах.
Суть Законопроекта
Законопроектом впервые устанавливаются требования к:
-
договору об оказании услуг агрегатора информации о товарах, заключаемому с продавцом (ст. 3);
-
договору, заключаемому владельцем агрегатора информации о товарах с владельцем пункта выдачи заказов (ст. 4);
-
организации и осуществлению деятельности агрегаторов информации о товарах (ст. 5).
Законопроектом также предусмотрены особые правила организации и осуществления деятельности агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке (ст. 6).
Предполагается, что положения Законопроекта вступят в силу 1 марта 2025 г.
Рассмотрим некоторые положения Законопроекта.
Требования к договору об оказании услуг агрегатора информации о товарах, заключаемому с продавцом
Сейчас отношения между продавцом и владельцем агрегатора информации о товарах могут определяться договором возмездного оказания услуг, агентским договором, договором комиссии и др.
В законодательстве РФ не установлены требования к содержанию таких договоров применительно к продавцам и владельцам агрегаторов информации.
Согласно ч. 1 ст. 3 Законопроекта, владельцу агрегатора информации о товарах и продавцу необходимо будет заключать договор об оказании услуг по организации электронной торговли. Включать в указанный договор оказание иных услуг, в том числе маркетинговых, логистических и иных, сопутствующих исполнению договоров купли-продажи товаров, совершаемых с использованием агрегатора информации о товарах, не допускается.
Законопроектом также устанавливаются обязательные условия, которые должен содержать договор об оказании услуг по организации электронной торговли, например, это положения, позволяющие определить перечень оказываемых услуг, требования к контрагентам, при соответствии которым возможно заключение договора, порядок реализации товара на агрегаторе информации о товарах и порядок определения размера вознаграждения последнего и др. (ч. 2 ст. 3).
Согласно ч. 3 ст. 3 Законопроекта, владелец агрегатора информации о товарах обязан обеспечить доступ к информации об условиях договора об оказании услуг агрегатора информации о товарах путем размещения формы договора в действующей редакции, а также ранее действовавших редакциях на собственном сайте в сети «Интернет».
Требования к договору, заключаемому владельцем агрегатора информации о товарах с владельцем пункта выдачи заказов
На данный момент отсутствуют какие-либо обязательные условия или ограничения, применимые к договору, заключаемому владельцем агрегатора информации о товарах с владельцем пункта выдачи заказов.
Законопроектом устанавливаются обязательные условия, которые должен содержать договор, заключаемый владельцем агрегатора информации
о товарах с владельцем пункта выдачи заказов. Например, требования к инфраструктуре пункта выдачи заказов, порядок осуществления действий по приемке, хранению, отправлению товара, в отношении которого был заключен договор купли-продажи на агрегаторе информации о товарах, ответственность сторон за нарушение положений договора, в том числе перечень санкций, основания и порядок их применения и др. (ч. 2 ст. 4).
Владелец агрегатора информации о товарах обязан обеспечить доступ к информации об условиях договора, заключаемого владельцем агрегатора информации о товарах с владельцем пункта выдачи заказов, путем размещения формы договора в действующей редакции, а также ранее действовавших редакциях на собственном сайте в сети «Интернет» (ч. 3 ст. 4).
Требования к организации и осуществлению деятельности агрегаторов информации о товарах
Законопроектом впервые предлагается установить обязательные требования к организации и осуществлению деятельности агрегаторов информации о товарах.
К примеру, в соответствии с ч. 1 ст. 5 Законопроекта, владелец агрегатора информации о товарах обязан:
-
не допускать размещения на агрегаторе информации о товарах предложений о заключении договоров купли-продажи в отношении видов продукции, свободная реализация которых запрещена, предметов, веществ и (или) средств, оборот которых на территории РФ запрещен или ограничен, а также товаров, запрещенных к продаже с использованием сети «Интернет»;
-
не допускать размещения на агрегаторе информации о товарах предложений о заключении договора купли-продажи в отношении товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отсутствие сведений об их соответствии требованиям законодательства РФ;
-
прекращать размещение карточки товара, информация в которой не соответствует действительности и (или) оборот которого нарушает законодательство РФ;
-
обеспечивать защиту прав правообладателей в установленном законодательством РФ порядке;
-
предоставлять продавцам и владельцам пунктов выдачи заказов по запросу мотивированное обоснование применения санкций за нарушение положений договора с указанием оснований и продолжительности применения санкций и др.
Напомним, что сейчас Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗОЗПП) не регулирует порядок работы агрегаторов информации о товарах.
Согласно абз. 3 п. 2.1 ст. 12 ЗОЗПП, владелец агрегатора информации о товарах несет ответственность только за ненадлежащую информацию о товаре (продавце). При этом владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре, предоставленную продавцом и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи.
Также владельцы агрегаторов информации о товарах не несут ответственность за предварительную проверку товаров, реализуемых посредством агрегатора информации о товарах, на предмет нарушений исключительных прав правообладателейСм., например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 02.02.2023 № С01-2468/2022 по делу № А41-80851/2021.
.
Правила организации и осуществления деятельности агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке
В соответствии с п. 4 ст. 2 Законопроекта, агрегатор информации о товарах, занимающий значимое положение на рынке – это агрегатор информации о товарах, доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями (без учета сделок, совершаемых владельцем агрегатора информации о товарах как продавцом товаров на агрегаторе информации о товарах) посредством которого в стоимостном выражении превышает 20 % от общего объема сделок, совершенных на агрегаторах информации о товарах в РФ за предшествующий календарный год.
Новые обязанности агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке, связаны с недопущением монополизации рынка, обеспечением прозрачности рынка и недискриминации его участников.
Например, владельцам агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке, согласно ст. 6 Законопроекта, запрещается:
-
создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
-
навязывать контрагенту услуги, не относящиеся к услугам по организации электронной торговли;
-
заключать договор, запрещающий в одном пункте выдачи заказов оказывать услуги по приемке, хранению, возврату и выдаче покупателям товаров, приобретенных посредством иных агрегаторов информации о товарах, а также оказывать иные услуги (исполнять иные поручения) иных владельцев агрегатора, продавца товаров на иных агрегаторах информации о товарах, либо исполнять (реализовывать) такие договоры;
-
изменять условия договора об оказании услуг по организации электронной торговли или договора, заключенного с владельцем пункта выдачи заказов, в части ухудшающих положение продавцов или владельцев пункта выдачи заказов условий, без предварительного уведомления не позднее чем за 30 дней до вступления соответствующего изменения в силу за исключением случаев, предусмотренных Законопроектом, и др.
Согласно ч. 2 ст. 6 Законопроекта, владелец агрегатора информации о товарах, занимающий значимое положение на рынке, обязан обеспечить принятие и размещение в свободном доступе на своем сайте в сети «Интернет» торгово-сбытовой (коммерческой) политики, предусматривающей стоимость оказываемых им услуг по организации электронной торговли и иных услуг, сопутствующих исполнению договоров купли-продажи товаров, совершаемых с использованием агрегатора информации о товарах, основания предоставления скидок и их размер.
При этом ч. 3-7 ст. 6 Законопроекта впервые устанавливаются дополнительные ограничения для владельцев агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке. Например, совокупная стоимость всех услуг, оказываемых владельцем агрегатора информации о товарах, занимающего значимое положение на рынке, продавцу товара на агрегаторе информации о товарах, занимающего значимое положение на рынке, не может превышать 10 % от общей стоимости товара, в отношении которого оказаны такие услуги и др.
Согласно Законопроекту, государственный контроль (надзор) за деятельностью таких агрегаторов предлагается возложить на Федеральную антимонопольную службу.
Ответственность
На данный момент не предусмотрена специальная ответственность агрегаторов информации о товарах за нарушения положений Законопроекта.
Однако, напомним, что существуют общие составы административных правонарушений, применяемые к владельцам агрегаторов информации о товарах:
-
в части антимонопольных требований (ст. 14.31, 14.33, 14.40 КоАП РФ и др.);
-
в части требований, установленных ЗОЗПП (п. 2.1., 2.2. ст. 12 ЗОЗПП);
-
в части требований к продаже товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации (ст. 15.12 КоАП РФ) и др.
О чем подумать, что сделать
Рекомендуем владельцам агрегаторов информации о товарах:
-
постепенно приводить в соответствие с Законопроектом формы договоров с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов и фактические отношения;
-
быть готовыми при необходимости разработать формы договоров, полностью соответствующие требованиям Законопроекта в случае его принятия, предусмотреть в них обязательные условия и иные условия, не противоречащие требованиям Законопроекта;
-
быть готовыми обеспечить доступ к информации об условиях договоров с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов путем размещения форм договоров в действующей редакции, а также ранее действовавших редакциях на собственном сайте в сети «Интернет»;
-
быть готовыми при необходимости принять и разметить на собственном сайте в сети «Интернет» торгово-сбытовую (коммерческую) политику, предусматривающую стоимость оказываемых услуг по организации электронной торговли и иных услуг, сопутствующих исполнению договоров купли-продажи товаров, совершаемых с использованием агрегатора информации о товарах, основания предоставления скидок и их размер.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку в соблюдении требований законодательства, регулирующего деятельность маркетплейсов.
Спектр услуг «Пепеляев Групп» включает:
-
правовое сопровождение деятельности маркетплейсов;
-
составление форм договоров маркетплейсов с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов, коммерческих политик;
-
составление документов для сайта маркетплейса (пользовательское соглашение, оферта и др.);
-
консультирование по вопросам дистанционной продажи товаров;
-
правовое сопровождение в сфере антимонопольного регулирования;
-
представление интересов клиентов в ФАС России и судах по делам о злоупотреблении доминирующим положением и другим нарушениям антимонопольного законодательства;
-
разработка торгово-сбытовых (коммерческих) политик.