Загрузка...
26.03.2024
8 мин. на чтение

Деятельность маркетплейсов урегулируют

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 5 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект № 568223-8 (далее – Законопроект), предусматривающий унифицированное правовое регулирование деятельности маркетплейсов.

Кто такие агрегаторы информации о товарах (маркетплейсы)?

Согласно п. 3 ст. 2 Законопроекта агрегатор информации о товарах – программа для ЭВМ и (или) сайт (страница сайта) в сети «Интернет», которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара возможность одновременно:

  • ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара;

  • заключить с продавцом договор купли-продажи;

  • произвести предварительную оплату указанного товара путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 5 ст. 2 Законопроекта владельцем агрегатора информации о товарах является организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые осуществляют владение программой для ЭВМ и (или) сайтом и (или) страницей сайта в сети «Интернет», являющихся агрегатором информации о товарах.

Суть Законопроекта

Законопроектом впервые устанавливаются требования к:

  • договору об оказании услуг агрегатора информации о товарах, заключаемому с продавцом (ст. 3);

  • договору, заключаемому владельцем агрегатора информации о товарах с владельцем пункта выдачи заказов (ст. 4);

  • организации и осуществлению деятельности агрегаторов информации о товарах (ст. 5).

Законопроектом также предусмотрены особые правила организации и осуществления деятельности агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке (ст. 6).

Предполагается, что положения Законопроекта вступят в силу 1 марта 2025 г.

Рассмотрим некоторые положения Законопроекта.

Требования к договору об оказании услуг агрегатора информации о товарах, заключаемому с продавцом

Сейчас отношения между продавцом и владельцем агрегатора информации о товарах могут определяться договором возмездного оказания услуг, агентским договором, договором комиссии и др.
В законодательстве РФ не установлены требования к содержанию таких договоров применительно к продавцам и владельцам агрегаторов информации.

Согласно ч. 1 ст. 3 Законопроекта, владельцу агрегатора информации о товарах и продавцу необходимо будет заключать договор об оказании услуг по организации электронной торговли. Включать в указанный договор оказание иных услуг, в том числе маркетинговых, логистических и иных, сопутствующих исполнению договоров купли-продажи товаров, совершаемых с использованием агрегатора информации о товарах, не допускается.

Законопроектом также устанавливаются обязательные условия, которые должен содержать договор об оказании услуг по организации электронной торговли, например, это положения, позволяющие определить перечень оказываемых услуг, требования к контрагентам, при соответствии которым возможно заключение договора, порядок реализации товара на агрегаторе информации о товарах и порядок определения размера вознаграждения последнего и др. (ч. 2 ст. 3).

Согласно ч. 3 ст. 3 Законопроекта, владелец агрегатора информации о товарах обязан обеспечить доступ к информации об условиях договора об оказании услуг агрегатора информации о товарах путем размещения формы договора в действующей редакции, а также ранее действовавших редакциях на собственном сайте в сети «Интернет».

Требования к договору, заключаемому владельцем агрегатора информации о товарах с владельцем пункта выдачи заказов

На данный момент отсутствуют какие-либо обязательные условия или ограничения, применимые к договору, заключаемому владельцем агрегатора информации о товарах с владельцем пункта выдачи заказов.

Законопроектом устанавливаются обязательные условия, которые должен содержать договор, заключаемый владельцем агрегатора информации
о товарах с владельцем пункта выдачи заказов. Например, требования к инфраструктуре пункта выдачи заказов, порядок осуществления действий по приемке, хранению, отправлению товара, в отношении которого был заключен договор купли-продажи на агрегаторе информации о товарах, ответственность сторон за нарушение положений договора, в том числе перечень санкций, основания и порядок их применения и др. (ч. 2 ст. 4).

Владелец агрегатора информации о товарах обязан обеспечить доступ к информации об условиях договора, заключаемого владельцем агрегатора информации о товарах с владельцем пункта выдачи заказов, путем размещения формы договора в действующей редакции, а также ранее действовавших редакциях на собственном сайте в сети «Интернет» (ч. 3 ст. 4).

Требования к организации и осуществлению деятельности агрегаторов информации о товарах

Законопроектом впервые предлагается установить обязательные требования к организации и осуществлению деятельности агрегаторов информации о товарах.

К примеру, в соответствии с ч. 1 ст. 5 Законопроекта, владелец агрегатора информации о товарах обязан:

  • не допускать размещения на агрегаторе информации о товарах предложений о заключении договоров купли-продажи в отношении видов продукции, свободная реализация которых запрещена, предметов, веществ и (или) средств, оборот которых на территории РФ запрещен или ограничен, а также товаров, запрещенных к продаже с использованием сети «Интернет»;

  • не допускать размещения на агрегаторе информации о товарах предложений о заключении договора купли-продажи в отношении товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отсутствие сведений об их соответствии требованиям законодательства РФ;

  • прекращать размещение карточки товара, информация в которой не соответствует действительности и (или) оборот которого нарушает законодательство РФ;

  • обеспечивать защиту прав правообладателей в установленном законодательством РФ порядке;

  • предоставлять продавцам и владельцам пунктов выдачи заказов по запросу мотивированное обоснование применения санкций за нарушение положений договора с указанием оснований и продолжительности применения санкций и др.

Напомним, что сейчас Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗОЗПП) не регулирует порядок работы агрегаторов информации о товарах.

Согласно абз. 3 п. 2.1 ст. 12 ЗОЗПП, владелец агрегатора информации о товарах несет ответственность только за ненадлежащую информацию о товаре (продавце). При этом владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре, предоставленную продавцом и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи.

Также владельцы агрегаторов информации о товарах не несут ответственность за предварительную проверку товаров, реализуемых посредством агрегатора информации о товарах, на предмет нарушений исключительных прав правообладателейСм., например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 02.02.2023 № С01-2468/2022 по делу № А41-80851/2021.
.

Правила организации и осуществления деятельности агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке

В соответствии с п. 4 ст. 2 Законопроекта, агрегатор информации о товарах, занимающий значимое положение на рынке – это агрегатор информации о товарах, доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями (без учета сделок, совершаемых владельцем агрегатора информации о товарах как продавцом товаров на агрегаторе информации о товарах) посредством которого в стоимостном выражении превышает 20 % от общего объема сделок, совершенных на агрегаторах информации о товарах в РФ за предшествующий календарный год.

Новые обязанности агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке, связаны с недопущением монополизации рынка, обеспечением прозрачности рынка и недискриминации его участников.

Например, владельцам агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке, согласно ст. 6 Законопроекта, запрещается:

  • создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

  • навязывать контрагенту услуги, не относящиеся к услугам по организации электронной торговли;

  • заключать договор, запрещающий в одном пункте выдачи заказов оказывать услуги по приемке, хранению, возврату и выдаче покупателям товаров, приобретенных посредством иных агрегаторов информации о товарах, а также оказывать иные услуги (исполнять иные поручения) иных владельцев агрегатора, продавца товаров на иных агрегаторах информации о товарах, либо исполнять (реализовывать) такие договоры;

  • изменять условия договора об оказании услуг по организации электронной торговли или договора, заключенного с владельцем пункта выдачи заказов, в части ухудшающих положение продавцов или владельцев пункта выдачи заказов условий, без предварительного уведомления не позднее чем за 30 дней до вступления соответствующего изменения в силу за исключением случаев, предусмотренных Законопроектом, и др.

Согласно ч. 2 ст. 6 Законопроекта, владелец агрегатора информации о товарах, занимающий значимое положение на рынке, обязан обеспечить принятие и размещение в свободном доступе на своем сайте в сети «Интернет» торгово-сбытовой (коммерческой) политики, предусматривающей стоимость оказываемых им услуг по организации электронной торговли и иных услуг, сопутствующих исполнению договоров купли-продажи товаров, совершаемых с использованием агрегатора информации о товарах, основания предоставления скидок и их размер.

При этом ч. 3-7 ст. 6 Законопроекта впервые устанавливаются дополнительные ограничения для владельцев агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке. Например, совокупная стоимость всех услуг, оказываемых владельцем агрегатора информации о товарах, занимающего значимое положение на рынке, продавцу товара на агрегаторе информации о товарах, занимающего значимое положение на рынке, не может превышать 10 % от общей стоимости товара, в отношении которого оказаны такие услуги и др.

Согласно Законопроекту, государственный контроль (надзор) за деятельностью таких агрегаторов предлагается возложить на Федеральную антимонопольную службу.

Ответственность

На данный момент не предусмотрена специальная ответственность агрегаторов информации о товарах за нарушения положений Законопроекта.

Однако, напомним, что существуют общие составы административных правонарушений, применяемые к владельцам агрегаторов информации о товарах:

  • в части антимонопольных требований (ст. 14.31, 14.33, 14.40 КоАП РФ и др.);

  • в части требований, установленных ЗОЗПП (п. 2.1., 2.2. ст. 12 ЗОЗПП);

  • в части требований к продаже товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации (ст. 15.12 КоАП РФ) и др.

О чем подумать, что сделать

Рекомендуем владельцам агрегаторов информации о товарах:

  • постепенно приводить в соответствие с Законопроектом формы договоров с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов и фактические отношения;

  • быть готовыми при необходимости разработать формы договоров, полностью соответствующие требованиям Законопроекта в случае его принятия, предусмотреть в них обязательные условия и иные условия, не противоречащие требованиям Законопроекта;

  • быть готовыми обеспечить доступ к информации об условиях договоров с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов путем размещения форм договоров в действующей редакции, а также ранее действовавших редакциях на собственном сайте в сети «Интернет»;

  • быть готовыми при необходимости принять и разметить на собственном сайте в сети «Интернет» торгово-сбытовую (коммерческую) политику, предусматривающую стоимость оказываемых услуг по организации электронной торговли и иных услуг, сопутствующих исполнению договоров купли-продажи товаров, совершаемых с использованием агрегатора информации о товарах, основания предоставления скидок и их размер.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку в соблюдении требований законодательства, регулирующего деятельность маркетплейсов.

Спектр услуг «Пепеляев Групп» включает:

  • правовое сопровождение деятельности маркетплейсов;

  • составление форм договоров маркетплейсов с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов, коммерческих политик;

  • составление документов для сайта маркетплейса (пользовательское соглашение, оферта и др.);

  • консультирование по вопросам дистанционной продажи товаров;

  • правовое сопровождение в сфере антимонопольного регулирования;

  • представление интересов клиентов в ФАС России и судах по делам о злоупотреблении доминирующим положением и другим нарушениям антимонопольного законодательства;

  • разработка торгово-сбытовых (коммерческих) политик.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

10.12.2024

Выплата премий в 2024 году: какая ставка НДФЛ?

В видеоролике Антон Никифоров, партнер, руководитель группы налоговой практики «Пепеляев Групп», рассказывает о важных изменениях в налоговом законодательстве в 2025 году...

Смотреть

06.03.2024

Принят закон о запрете размещения рекламы на ресурсах иностранных агентов

28 февраля 2024 года Государственной Думой в третьем чтении принят Законопроект № 553750-8, предусматривающий запрет...

15.06.2021

Платформы, соцсети, экосистемы. К каким антимонопольным мерам готовиться бизнесу

Развитие цифровой экономики и появление технологических гигантов ставят новые вопросы по защите конкуренции. Опираясь на...

11.05.2017

Сделаем Ваш бизнес эффективным. Презентация о компании

Компания «Пепеляев Групп» — это более 160 юристов, являющихся признанными экспертами в своих областях права. Наши офисы ...

11.05.2017

Сделаем Ваш бизнес эффективным. Брошюра о компании

Компания «Пепеляев Групп» — это более 160 юристов, являющихся признанными экспертами в своих областях права. Наши офисы ...