COVID-19: Индивидуальные предприниматели могут направить в регистрирующий орган заявление о прекращении своей деятельности без электронной подписи
Юридическая компания Пепеляев Групп сообщает об изменениях в работе сервиса ФНС «Государственная регистрация ЮЛ и ИП».
21 апреля 2020 года ФНС России на официальном сайте разместила сообщение, в соответствии с которым в период действия ограничений, связанных с коронавирусом (COVID-19), заявление о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя можно направить без электронной подписи[1].
Так, документы для прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП могут быть направлены в регистрирующий орган:
- через представителя по нотариально удостоверенной доверенности;
- почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения;
- в электронном виде, используя сервис «Подача электронных документов на государственную регистрацию».
Сервис для подачи документов в электронном виде предусматривает два способа подачи: с использованием квалифицированной электронной подписи заявителя либо нотариуса, либо без нее. В последнем случае для завершения процедуры государственной регистрации потребуется посетить регистрирующий орган и подписать заявление в бумажном виде.
Однако теперь в рамках сервиса реализована возможность одновременно с заявлением о прекращении деятельности в качестве ИП направить следующие данные:
- скан или фотографию страниц документа, удостоверяющего личность, содержащих сведения о выдаче, серии и номере, фотографию и ФИО заявителя;
- собственное фото (селфи) с этим документом, открытым на тех же страницах, для подтверждения личности.
Заявителю, выполнившему указанные требования, не потребуется лично посещать регистрирующий орган даже в случае, если документы, на основании которых осуществляется государственная регистрация, не были подписаны квалифицированной электронной подписью.
Документы – результат рассмотрения заявления - будут направлены на адрес электронной почты, указанной при формировании заявления, не позднее 5 рабочих дней с момента предоставления документов. В случае принятия положительного решения по результатам рассмотрения заявления регистрирующий орган направит заявителю лист записи ЕГРИП и уведомление о снятии с учета, в случае отрицательного – мотивированный отказ в регистрации.
Напомним, государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании[2]:
- Заявления о государственной регистрации по форме № Р26001;
- Документа об уплате государственной пошлины в размере 160 руб. (не уплачивается в случае подачи документов в электронной форме);
- Документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с:
- пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
- ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Если указанный документ не предоставлен заявителем, территориальный орган Пенсионного фонда направит его в регистрирующий орган в электронном виде в рамках межведомственного обмена.
О чем подумать, что сделать
В соответствии с указами Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», период с 30 марта по 30 апреля объявлен нерабочими днями. ФНС России приостановила прием граждан, в связи с чем личное посещение регистрирующего органа и подача документов для совершения регистрационных действий стали невозможными.
В текущих обстоятельствах могут возникнуть ситуации, когда регистрация прекращения деятельности в качестве ИП требуется до возобновления работы ФНС в обычном режиме. Например, в случае возникновения у физического лица необходимости в регистрации в качестве безработного в службе занятости для получения компенсационной выплаты. Также в связи с неблагоприятной обстановкой у физического лица может возникнуть необходимость в снижении налоговой нагрузки, прекращении обязанности подачи регулярной отчетности с последующей регистрацией в качестве самозанятого.
Для удобства индивидуальных предпринимателей ФНС теперь предоставила возможность направить документы без электронной подписи. Новый упрощенный порядок позволит решить возникшие проблемы, связанные со статусом ИП, в упрощенном порядке.
[2] Статья 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Закон о государственной регистрации)