Изменения в НК РФ: компаниям предоставлено право рассчитывать авансовые платежи исходя из фактической прибыли. Скорректированы положения о доходах и расходах в связи с распространением COVID-19.
17 апреля 2020 г. Госдума РФ приняла Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон). Положения Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Согласно принятому Закону:
- при определении базы по налогу на прибыль в составе доходов не учитываются субсидии, полученные из бюджета РФ в связи с распространением COVID-19. Сняты ограничения по вычетам предъявленного НДС по товарам (работам, услугам), в т. ч. основным средствам, приобретенным за счет указанных субсидий;
- разрешено относить на расходы затраты на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной защиты, понесенные в связи с распространением COVID-19 (в т.ч. для налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕСХН). Такие расходы, как и расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) COVID-19, отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Расходы на приобретение указанных медицинских изделий, относящихся к амортизируемому имуществу, подлежат единовременному учету;
- изменен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. В течение 2020 года налогоплательщики вправе уплачивать их, исходя из фактической прибыли. Увеличен до 25 млн. рублей порог доходов, при котором налогоплательщики могут уплачивать авансовые платежи поквартально.
Подробный анализ новых нормативных положений приведен ниже.
1. Субсидии субъектам МСП не учитываются при определении налоговой базы
Согласно Закону доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи распространением COVID-19 налогоплательщиками – субъектами МСП (по состоянию на 1 марта 2020 г.), ведущими деятельность в пострадавших отраслях, перечень которых утверждается Правительством РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ)
Сняты ограничения по вычетам предъявленного НДС по товарам (работам, услугам), в т. ч. основным средствам, приобретенным за счет указанных субсидий, а также отменена обязанность восстанавливать соответствующие суммы вычетов, которые предусмотрены положениями пункта 2.1. и подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ: в отношении указанных субсидий эти положения не применяются.
2. Возможность учёта расходов на приобретение медицинских изделий для диагностики COVID-19, приборов и лабораторного оборудования, спецодежды и средств защиты, на дезинфекцию помещений
Законом дополнен список прочих расходов.
Так, состав прочих расходов дополнен расходами на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции (по перечню, утверждаемому Правительством РФ), включая расходы на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования (подп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Затраты на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) COVID-19 подлежат единовременному учету, а не списываются путем амортизации (подп. 11 п. 2 ст. 256 НК РФ).
Расходы на обеспечение нормальных условий труда, перечисленные в подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, дополнены расходами на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санэпидтребований в связи с распространением COVID-19. Теперь расходы на спецодежду и средства защиты могут уменьшать налогооблагаемую базу безотносительно к перечню, предусмотренному подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, отсылающему к регулированию вредных и опасных условий труда. Аналогичные нормы введены для лиц, применяющих ЕСХН (подп. 46 п. 2 ст. 346.5) и УСН (подп. 39) п.1 ст. 346.16 НК РФ).
3. Переход на уплату авансовых платежей по налогу на прибыль исходя из фактических показателей
Для оплаты ежемесячных авансовых платежей в течение 2020 г. налогоплательщик теперь вправе использовать показатели фактической прибыли. Такое право возникает начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года. Авансовые платежи, уплаченные в прежнем порядке за первые три месяца 2020 г., возврату не подлежат, однако сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм.
Для применения нового порядка Законом установлена следующая процедура и сроки:
- Изменение порядка исчисления авансовых платежей нужно отразить в учетной политике организации.
- Об изменении порядка исчисления авансовых платежей необходимо уведомить налоговый орган по месту нахождения организации (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Если переход осуществляется, начиная с отчетного периода четыре месяца, уведомление должно быть подано в налоговый орган не позднее 8 мая 2020 года
Отметим, что с 15 млн. до 25 млн. рублей увеличена предельная величина доходов от реализации, при которой налогоплательщики в течение 2020 г. могут уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль поквартально.
4. Освобождение от НДФЛ
К доходам, не подлежащим налогообложению НДФЛ, отнесены доходы:
- в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения этой инфекцией, произведенные за счет бюджетных ассигнований (п. 81) ст. 217 НК РФ);
- доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи распространением COVID-19 налогоплательщиками – субъектами МСП (по состоянию на 1 марта 2020 г.) и ведущими деятельность в пострадавших отраслях, перечень которых утверждается Правительством РФ (п. 82) ст. 217 НК РФ).
Вступление в силу
Закон вступит в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года. Это означает, что расходы, понесенные налогоплательщиками для защиты от COVID-19 до даты принятия Закона, могут быть учтены в уменьшение налоговой базы. Субсидии, полученные компаниями-субъектами МСП в связи с COVID-19 до вступления в силу закона, также не будут учитываться в доходах налогоплательщиков.