Загрузка...
10.02.2020
6 мин. на чтение

Изменения в правовом регулировании обращения с отходами

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 24 декабря 2019 г. в Государственную Думу ФС РФ внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (далее – Законопроект № 869136-7), в части требований об утилизации товаров и упаковки[1], и уплате экологического сбора.

Законопроект № 869136-7 предусматривает следующие нововведения.

  •  Предлагаемая новая редакция п. 1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ[2] меняет состав субъектов, обязанных осуществлять утилизацию товаров и упаковки:

Действующая редакция п. 1 ст. 24.2

Предлагаемая редакция п. 1 ст. 24.2

  • производители товаров на территории РФ;
  • импортеры товаров

  • производители товаров на территории РФ;
  • производители упаковки как готового товара на территории РФ;
  • импортеры товаров и упаковки

  •  Предлагаемая редакция п. 1.1. ст. 24.2 отменяет обязанность российских производителей товаров по утилизации упаковки производимых ими товаров, реализуемых на территории РФ.
  • Новая редакция п. 1.2. ст. 24.2 возлагает на импортеров товаров обязанность по утилизации импортированной/ввезенной упаковки товаров, вместо утилизации упаковки импортированных/ввезенных товаров.

comment.jpg

Принятие новой формулировки приведет к возникновению различных трактовок при определении обязанностей импортеров: утилизировать упаковку, импортированную/ввезенную как готовый товар, или все-таки упаковку импортированных/ввезенных товаров. По нашему мнению, действующая редакция в полной мере регулирует данные отношения, так как упаковка, представляющая собой готовый товар, подлежит утилизации как товар. Предлагаемая редакция п. 1.2. ст. 24.2 допускает двоякое понимание нормы, в результате которого (если проект будет принят) неминуемо возникнут споры.

  •  Пункт 2 ст. 24.2 дополняется условием о том, что перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации, устанавливается с учетом наличия технологий и введенных в эксплуатацию производственных мощностей по утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров.
  • Изменения, предлагаемые в п. 9.2 ст. 24.2, обязывают при сдаче отчетности представлять договоры на утилизацию и акты утилизации, а не только сведения о них.
  • Новая редакция п. 10 ст. 24.2, предусматривающего исполнение обязанности по утилизации упаковки товаров производителями и импортерами товаров в этой упаковке, в редакции Законопроекта № 869136-7, возлагает соответствующую обязанность на российских производителей упаковки и импортеров товаров в упаковке, упаковки товара.

comment.jpg

Новые редакции п. 1.2. и п. 10 ст. 24.2 не соответствуют друг другу, следовательно, требуют доработки для устранения противоречий. Кроме того, новая редакция п. 10 ст. 24.2 предлагает регулирование, дающее преимущества производителям товаров на территории РФ, получившим освобождение от обязанности утилизировать упаковку своих товаров, перед импортерами товаров, т.е. неконкурентые условия осуществления деятельности.

  • Новая редакция п. 12 ст. 24.2 предусматривает норматив утилизации упаковки товаров, в количестве, равном количеству реализованной упаковки на территории РФ.

comment.jpg

Предлагается установить норматив утилизации упаковки, равный 100%[3]. Возможность на сегодняшний день организовать сбор реализованной с товарами упаковки в полном объеме вызывает обоснованные сомнения (согласно открытым сведениям, уровень переработки, например, пластиковой упаковки, составляет 8%). Между тем, невыполнение норматива утилизации влечет обязанность по уплате экосбора.

Как указано в Пояснительной записке к Законопроекту № 869136-7, предлагаемое повышение норматива утилизации до 100% и, соответственно, суммы экологического сбора, станет стимулом к выстраиванию инфраструктуры раздельного накопления отходов упаковки, налаживанию системы обработки и утилизации и позволит достичь показателей, закрепленных в Национальном проекте «Экология» без привлечения бюджетных средств. Таким образом, предлагается переложить решение задач государства на бизнес, который, в свою очередь, будет вынужден разделить бремя расходов на утилизацию отходов потребления с потребителями.

  • Новая редакция п. 19 ст. 24.2 уточняет состав сведений, направляемых уполномоченным органом в области таможенного дела, Росприроднадзору: помимо сведений, о количестве ввезенных товаров и упаковки, необходимо направлять также информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях – импортерах.
  • В п. 2 ст. 24.5 предлагается изменение состава лиц, обязанных уплатить экологический сбор при невыполнении нормативов утилизации, аналогичное изменениям в п. 1 ст. 24.2: в отношении упаковки экосбор обязаны заплатить производители такой упаковки, а также импортеры товаров в упаковке, и упаковки.
  • В п. 6 ст. 24.5 вносится уточнение, касающееся расчета суммы экосбора в отношении упаковки, с учетом 100%-го норматива утилизации: он равен произведению ставки экосбора на массу упаковки товара.

comment.jpg

Действующим регулированием обязанность по утилизации упаковки, произведенной на территории РФ, возлагается на производителей товаров, использующих упаковку, т.е. на производителей товаров возложена двойная ответственность: за утилизацию произведенного товара и за утилизацию его упаковки, производителем которой является другое лицо. Такое регулирование дает преимущество производителю упаковки, который за утилизацию своего товара ответственности не несет.

Согласно Пояснительной записке к Законопроекту № 869136-7, предложенное изменение позволит повысить собираемость отходов упаковки и их последующую утилизацию, а также качество контроля за исполнением обязанностей по утилизации, т.к. количество производителей товара в упаковке (включая организации, осуществляющие фасовку товаров) исчисляется десятками тысяч, а производителей упаковки всего 4 147.

Однако по мнению бизнес-ассоциаций, перенос ответственности на производителей упаковки приведет к удорожанию продукции в упаковке в связи с тем, что экосбор будет взиматься за всю произведенную упаковку, (включая упаковку в виде отходов производства, нереализованную, возвращенную и т.п.), тогда как сейчас ответственность распространяется только на упаковку, реализованную с товаром.

О чем подумать

Попытки усовершенствовать институт РОП, в том числе при помощи повышения нормативов утилизации и ставок экосбора, регулярно предпринимаются органами власти с момента введения РОП в 2015 г. Так, в конце 2018 г. проектом Постановления Правительства РФ предлагалось увеличить ставки экосбора по всем группам товаров «в целях усиления их стимулирующей роли». Однако Минэкономразвития России дало отрицательное заключение[4] на этот проект в связи с экономической необоснованностью и отсутствием правовых оснований для пересмотра установленных ставок экологического сбора.

Осенью 2019 г. по поручению Правительства РФ Минприроды России была разработана Концепция совершенствования института РОП, предлагавшая, в частности, перенос обязательств по утилизации упаковки на производителей упаковки.

Новой версией Концепции совершенствования института РОП предлагается введение норматива утилизации 100% для всех видов упаковки, масел и элементов питания (батарей), а также поэтапное увеличение норматива утилизации по другим товарам РОП.

Таким образом, очевидно, что принятие поправок, увеличивающих ответственность производителей за утилизацию их товаров, неизбежно.

Что сделать

Предлагаем изучить положения Законопроекта № 869136-7, чтобы быть готовым к возможным нововведениям.

  •  Проанализировать как организован возврат упаковки реализуемых товаров, с этой точки зрения оценить условия договоров, рассмотреть перспективу включения условий о возврате упаковки приобретаемых товаров, совместно с контрагентами продумать акции по привлечению к решению проблемы возврата упаковки конечных потребителей.
  •  Рассмотреть возможность вступления в действующие ассоциации производителей товаров или создания новых ассоциаций, т.к. такое сотрудничество поможет повысить выполнение нормативов утилизации отходов упаковки, за счет утилизации других отходов от использования товаров (п. 4.1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ)[5]. С учетом этого, можно также пересмотреть виды используемой упаковки.
  •  Подготовить предложения по доработке Законопроекта № 869136-7.

В 2020 году Законопроекту № 869136-7 предстоит пройти три слушания в ГД РФ. Таким образом в течение 2020 года у предприятий имеется возможность пересмотреть и преобразовать систему сбора и утилизации отходов с учетом ожидаемых изменений.

Помощь консультантов

Юристы «Пепеляев Групп» готовы провести анализ рисков, возникающих в связи с Законопроектом № 869136-7 как в целом, так и применительно к конкретным компаниям, сформулировать предложения по доработке инициативы и направить их в соответствующие деловые ассоциации и государственные органы.



[1] Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Закон № 225-ФЗ).

[2] Статья 14.2 Закона № 89-ФЗ в ред. Закона № 225-ФЗ.

[3] Постановлением Правительства от 16.06.2018 № 1203-р на 2020 год установлен норматив утилизации упаковки, равный от 20% до 45% от реализации.

[4] Приложение № 1 к Приказу Минэкономразвития России от 27.05.2013 № 290.

[5] Так, например, норматив утилизации по упаковке из гофрированного можно выполнить также за счет утилизации отходов верхней одежды; полимерной упаковки – за счет утилизации отходов использования бумажных мешков; деревянной упаковки – за счет утилизации отходов спецодежды и т.п. 


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Юлия Юрченко
Руководитель экологической группы (г. Красноярск)
y.yurchenko@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

08.08.2024

Новости экологии: оборот древисины, загрязнение воздуха, реестр утилизаторов, недропользование и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о самых главных новостях экологии за последнее время.

Смотреть

29.10.2024

Новости экологии: показатели НДТ, использование водных ресурсов, запрет производства ПЭТ-продукции

Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает об актуализированных технолог...

28.10.2024

Экология: MustRead от 28 октября 2024 г.

Главные новости: Актуализированы технологические показатели НДТ в сельском хозяйстве Утверждена новая форма статистического...

01.10.2024

Санитарно-защитные зоны: актуальные вопросы

Руководитель экологической группы Сибирского офиса «Пепеляев Групп» Юлия Юрченко обращает внимание на некоторые правовые...

01.10.2024

Новости экологии: разлив нефти, геологический контроль, контроль выбросов, нормативы утилизации

Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о ТОП-7 экологических новостя...