Изменения в законодательстве об иностранных инвестициях в стратегические общества
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает об изменениях законодательства об иностранных инвестициях в стратегические общества.
Во избежание возможных злоупотреблений со стороны иностранных инвесторов разработаны меры по изменению Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – Закон № 57-ФЗ)[1].
В настоящий момент Госдума уже приняла в третьем, окончательном чтении, проект федерального закона № 946057-7 (далее –Закон), направленный на усиление государственного контроля за иностранными инвестициями в целях исключить возможности несоблюдения требований указанного Закона иностранными инвесторами при заключении ими договоров, направленных на временную передачу права иностранного инвестора прямо или косвенно распоряжаться голосующими акциями стратегического общества.
Закон разработан во исполнение поручения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Он не вводит каких-либо новых правил для применения корпоративного законодательства в целом, однако, уточняет основания для предварительного согласования сделок, иных действий Правительственной комиссией, которые будут использоваться исключительно для целей применения Закона № 57-ФЗ.
Расширение количества способов совершения сделок накладывают на компании дополнительные обязательства по приведению своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства. |
Предусматривается внесение изменений в следующие правовые категории:
- Понятие «контроль иностранного инвестора» (ст. 3 Закона № 57-ФЗ);
- Признаки нахождения стратегического предприятия под контролем (ст. 5 Закона № 57-ФЗ);
- Виды сделок, подлежащие предварительному согласованию (ст. 7 Закона № 57-ФЗ).
- договора доверительного управления имуществом;
- договора залога;
- договора РЕПО;
- обеспечительного платежа;
- иного соглашения или сделки.
Указанный перечень не носит исчерпывающего характера, но при этом уточняет круг сделок, подлежащих предварительному согласованию с Правительственной комиссией, что сделает правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ более понятным и прозрачным для иностранных участников рынка. |
Благодаря заключению таких договоров в руках у иностранного инвестора фактически мог оказаться «контрольный пакет» акций (долей), поскольку он оставался бы их собственником и в случае прекращения срока действия договоров иностранный инвестор вновь получил бы право самостоятельно распоряжаться такими голосами.
При таких обстоятельствах фактически в собственности иностранного инвестора могла находиться основная доля стратегического предприятия, но предварительного согласования при этом бы не требовалось, что определенно представляло угрозу экономической безопасности страны. Теперь же при расчете доли участия иностранного инвестора в стратегическом обществе будет учитываться весь объем прав по принадлежащим ему как собственнику акциям (долям) стратегического общества.
Введение таких требований будет способствовать усилению контроля за иностранными инвесторами путем расширения круга сделок, подлежащих предварительному согласованию с Правительственной комиссией. |
О ЧЕМ ПОДУМАТЬ, ЧТО СДЕЛАТЬ
- Следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка.
- Учитывать изменения в законодательстве об иностранных инвестициях в стратегические общества, в том числе в основаниях и порядке предварительного согласования сделок иностранных инвесторов Правительственной комиссией.
- Обратить повышенное внимание на выстраивание корпоративных отношений с иностранными инвесторами при осуществлении сделок.
- Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства и возникновения угрозы для обороны страны и безопасности государства.
ПОМОЩЬ КОНСУЛЬТАНТА
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при предварительном согласовании сделок с иностранными инвесторами в антимонопольном и правительственном органе. Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь, в том числе:
- при проведении анализа потенциальных рисков, которые могут сопутствовать заключению компаниями сделок.
- при оценке правомерности принимаемых корпоративных решений, связанных с передачей акций (долей) другому лицу, а также проверке соответствующей документации, надлежащем и своевременном предоставлении информации о совершении сделок в соответствующие органы с целью предотвращения возможности нарушения антимонопольного законодательства.
- при представлении интересов клиентов в ФАС России и судах по делам об оспаривании результатов предварительного согласования сделок.
- при выработке иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.
[1] Проект федерального закона № 946057-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Принятый Госдумой закон одобрен Советом Федерации 24.07.2020.