Изменен порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона или авторских прав
Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о принятии поправок в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[1], устанавливающих новые правила ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав или требований законодательства, а также уточняющих процедуру ограничения доступа к информационному ресурсу организатора распространения информации
27 мая 2020 года Государственной Думой РФ в третьем чтении был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» («Закон»), предоставляющий Роскомнадзору[2] дополнительные полномочия по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим контент с нарушением авторских и (или) смежных прав или требований законодательства.
Совет Федерации одобрил Закон 2 июня 2020 г., в ближайшее время ожидается его подписание Президентом РФ.
Закон вступит в силу 1 октября 2020 г.
1. Программа для ЭВМ как информационный ресурс
Закон уточняет понятие «информационного ресурса», распространяющего объекты авторских и (или) смежных прав без разрешения правообладателя. К таким ресурсам теперь относятся и программные приложения. Под последними понимаются программы для ЭВМ, посредством которых в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, обеспечивается доступ к объектам авторских и (или) смежных прав (за исключением фотографических произведений или произведений, полученных способами, аналогичными фотографии) или к информации, необходимой для их получения[3], без разрешения правообладателя или иного законного основания.
|
Новые правила позволят правообладателям обращаться в Роскомнадзор с требованием об ограничении доступа к программам для ЭВМ, посредством которых распространяются объекты авторских и (или) смежных прав без их разрешения. До принятия Закона реализация такого права вызывала затруднения, поскольку существующие подходы[4] к толкованию понятия «информационный ресурс» не всегда предполагали включение в данный термин программ для ЭВМ. |
2. Ограничение доступа к пиратскому контенту, распространяемому посредством программных приложений
Законом изменен существовавший ранее порядок ограничения доступа к информационным ресурсам в связи с распространением объектов авторских и (или) смежных прав без разрешения правообладателя. С 1 октября 2020 г. ограничение доступа к пиратскому контенту, распространяемому посредством сайта в сети Интернет, будет осуществляться по старым правилам, а в отношении программных приложений введена самостоятельная процедура.
Для ограничения доступа к программному приложению, нарушающему авторские и (или) смежные права, правообладатель будет вправе на основании судебного акта обратиться в Роскомнадзор с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к приложению.
Таким судебным актом может быть определение суда, вынесенное до предъявления иска на основании заявления правообладателя о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение защиты авторских и (или) смежных прав в сети Интернет, поданного в соответствии со ст. 1441 Гражданского процессуального кодекса РФ. |
Роскомнадзор, на основании вступившего в силу судебного акта в течение трех рабочих дней:
(1) определяет владельца программного приложения[5], а также владельца информационного ресурса, на котором такое приложение размещено в сети Интернет, или иное лицо, обеспечивающее размещение приложения в сети;
(2) направляет владельцу информационного ресурса или иному лицу, обеспечивающему размещение соответствующего программного приложения в сети Интернет, электронное уведомление на русском и английском языках о нарушении исключительных прав на объекты авторских и (или) смежных прав, с требованием принять меры по ограничению доступа к таким объектам авторских и (или) смежных прав; такое уведомление должно содержать следующую информацию:
- наименование произведения, сведения о его авторе и правообладателе;
- наименование программного приложения и (или) его сетевого адреса;
- краткое описание функциональных возможностей программного приложения и (или) иные сведения, позволяющие идентифицировать такое приложение;
- требование принять меры по ограничению доступа к таким объектам авторских и (или) смежных прав.
(3) фиксирует в соответствующей информационной системе дату и время направления соответствующего уведомления.
Владелец информационного ресурса, на котором размещено программное приложение (или иное лицо, обеспечивающее размещение такого приложения в сети Интернет), в течение одного рабочего дня после получения уведомления от Роскомнадзора обязан проинформировать об этом владельца программного приложения и сообщить ему о необходимости незамедлительно ограничить доступ к незаконно распространяемому контенту.
По получении такого уведомления, владелец программного приложения обязан в течение одного рабочего дня ограничить доступ к объектам авторских и (или) смежных прав, размещенных без разрешения правообладателя или иного законного основания.
Последствия неисполнения требований по ограничению доступа
В случае отказа владельца программного приложения от исполнения указанного выше требования владельца информационного ресурса по ограничению доступа к программному приложению, распространяющему пиратский контент, или при его бездействии, владелец соответствующего информационного ресурса обязан самостоятельно ограничить доступ к такому приложению не позднее истечения трех рабочих дней с момента получения им соответствующего уведомления от Роскомнадзора.
Если владельцем информационного ресурса, на котором размещено приложение, распространяющее пиратский контент, не будут своевременно приняты необходимые меры по ограничению доступа к объектам, нарушающим авторские и (или) смежные права), Роскомнадзор направляет оператору связи информацию, необходимую для принятия соответствующих мер[6] по ограничению доступа к программному приложению. Оператор связи обязан ограничить доступ к программному приложению в течение суток.
Восстановление доступа к программному приложению
В случае принятия судебного акта об отмене ограничения доступа к ранее заблокированному программному приложению Роскомнадзор в течение трех рабочих дней с даты получения такого судебного акта обязан уведомить операторов связи и владельца информационного ресурса, на котором размещено соответствующее программное приложение, об отмене мер по ограничению доступа к программному приложению.
Владелец информационного ресурса в течение одного рабочего дня со дня получения указанного уведомления от Роскомнадзора информирует об этом владельца программного приложения и уведомляет о возможности снятия ограничений.
3. Изменения процедуры ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона
До принятия Закона провайдеру хостинга (или иному лицу, обеспечивающему размещение информационного ресурса в сети Интернет) предоставлялись сутки с момента получения соответствующего уведомления Роскомнадзора для целей информирования владельца информационного ресурса о необходимости удалить распространяемую с нарушением закона информацию.
С 1 октября 2020 г. информирование владельца информационного ресурса должно будет осуществляться незамедлительно после получения соответствующего уведомления от Роскомнадзора. После этого владельцу информационного ресурса будут предоставлены сутки на удаление соответствующей информации, распространяемой с нарушением закона.
В случае отказа или бездействия со стороны владельца информационного ресурса провайдер хостинга обязан по истечении предоставленного срока (одних суток) ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу.
4. Особенности ограничения доступа к информационному ресурсу организатора распространения информации.
Закон предусматривает некоторые изменения, направленные на конкретизацию процедуры ограничения доступа к информационному ресурсу организатора распространения информации за неисполнение им обязанностей, предусмотренных ст. 101 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[7].
Напомним, что организатором распространения информации является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем или программ для ЭВМ, предназначенных для отправки электронных сообщений пользователями сети «Интернет». |
Закон предусматривает, что судебное решение, на основании которого ограничивается доступ, выносится на основании заявления Роскомнадзора об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для ЭВМ, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки или обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается конкретным организатором до исполнения им необходимых обязанностей.
О чем подумать, что сделать
Для организаций, деятельность которых связана с разработкой и коммерциализацией программных приложений, принятие Закона делает еще более актуальным вопрос контроля размещаемого контента и своевременного реагирования на обращения правообладателей.
Владельцам программных приложений также рекомендуется рассмотреть возможность создания комплексных систем контроля размещаемой ими информации на предмет ее соответствия законодательству РФ.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» имеют богатый опыт защиты интересов организаций-разработчиков программных приложений в государственных органах. Мы готовы оказать правовую поддержку по вопросам, возникшим в связи с принятием Закона.
[1] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
[2] Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
[3] Примером такой информации может быть гиперссылка на сторонний ресурс, содержащий объекты авторского и (или) смежного права, а также торрент-файл.
[4] Об их существовании говорится в том числе в абз. 3 – 6 Пояснительной записки к законопроекту.
[5] Владелец программного приложения – это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования программного приложения.
[6] Перечень информации, направляемой операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к программному приложению, определяется Роскомнадзором.
[7] В том числе обязанности организатора распространения информации по хранению определенной информации на территории РФ; по предоставлению в ФСБ РФ информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений пользователей сети Интернет и др.