Банк России планирует ограничить оборот криптовалют в РФ
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что по официальному заявлению Центробанка российская финансовая инфраструктура не должна использоваться для сделок с криптовалютой[1]. Также стало известно, что Банк России планирует запретить инвестиции в криптовалюты на территории страны, поскольку рост числа криптотранзакций несет риски для финансовой стабильности[2]. В Банке России готовят отчет, чтобы озвучить позицию по этому вопросу.
Разберемся, что происходит в правовой сфере и как планы Центробанка могут отразиться на ней.
Напомним, в соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относится, помимо прочего, иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права).
Понятие цифровых прав было введено в гражданское законодательство Федеральным законом от 18.03.2019 № 34-ФЗ[3]. При его разработке было принято решение использовать в ГК РФ понятие «цифровые права» вместо термина «токен»[4].
Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам (п. 1 ст. 141.1 ГК РФ). В настоящее время к цифровым правам могут быть отнесены:
- Утилитарные цифровые права[5]. Они обращаются на российских инвестиционных (краудфандинговых) платформах. К таким цифровым правам может относиться, например, право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Приобретение утилитарных цифровых прав наряду с предоставлением займов является одним из способов инвестирования с использованием инвестиционных (краудфандинговых) платформ (ст. 5 ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ»);
- Цифровые финансовые активы[6]. Могут удостоверять принадлежность их обладателю в том числе денежных требований, права участия в капитале непубличного акционерного общества и иных прав. Выпуск, учет и обращение таких активов осуществляется в информационных системах на основе распределенного реестра. Операторы таких систем вправе осуществлять свою деятельность с момента включения в реестр Банка России (п. 2 ст. 5 ФЗ «О цифровых финансовых активах»).
Таким образом, особенностью цифровых прав является то, что они обращаются в специальных информационных системах и удостоверяют наличие у их обладателя определенных прав требования.
С другой стороны, от «цифровых прав» необходимо отличать «цифровую валюту». Это понятие введено в законодательство в связи с принятием Федерального закона «О цифровых финансовых активах». В первоначальной версии законопроекта[7] использовался термин «криптовалюта». Однако к рассмотрению во втором чтении понятийный аппарат законопроекта был существенно изменен, в результате чего термин «криптовалюта» был заменен понятием «цифровая валюта».
Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам (п. 3 ст. 1 ФЗ «О цифровых финансовых активах»).
Юридические и физические лица не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг) (п. 5 ст. 14 ФЗ «О цифровых финансовых активах»).
Таким образом, в отличие от цифровых прав цифровая валюта не удостоверяет принадлежность ее обладателю каких-либо прав требования. Она может использоваться в качестве инвестиций или средства платежа, при этом оплачивать цифровой валютой товары и услуги нельзя.
Цифровая валюта не относится к категории цифровых прав, а также прямо не поименована в перечне объектов гражданских прав в соответствии со ст. 128 ГК РФ. Вместе с тем, цифровая валюта прямо признается имуществом для целей следующих законов:
-
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
-
«О несостоятельности (банкротстве)»;
-
«Об исполнительном производстве»;
-
«О противодействии коррупции».
В настоящее время Госдума рассматривает законопроект о налогообложении цифровых валют[8]. Законопроектом предлагается признать цифровую валюту имуществом для целей НК РФ. Кроме того, граждане и организации, имеющие право распоряжаться цифровой валютой, обязаны будут сообщать в налоговые органы о таком праве, обороте средств и остатке, если сумма за год в пересчете на рубли превышает 600 тысяч.
При подготовке этого законопроекта к первому чтению Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников высказал ряд замечаний[9]:
-
Внесение изменений в российское законодательство (не только налоговое) необходимо в целях урегулирования последствий распространения цифровой валюты и расширения числа экономических субъектов, использующих ее для различных целей. Однако в ГК РФ понятия «цифровая валюта» нет;
-
Использование понятия «цифровые валюты» в налоговом законодательстве создаст неопределенность налогового режима для огромного количества российских субъектов экономической деятельности и проблемы в правоприменительной практике;
-
Установление налогового режима цифровых валют невозможно без уточнения круга объектов, которые могут быть отнесены к категории «цифровая валюта», определения их соотношения с категориями «цифровых прав», «денег», закрепленных в ГК РФ, а также установления четкого режима их использования. Для этого необходимо предварительное включение в ГК РФ понятия цифровой валюты (даже при условии ограничения ее гражданского оборота) и одновременное исправление этого понятия в законе о цифровых финансовых активах.
В настоящее время обсуждается два диаметрально противоположных подхода к регулированию в РФ криптовалют – от полного запрета до легализации криптобирж. На пресс-конференции председатель думского Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что все дискуссии по поводу регулирования криптовалют должны быть обязательно завершены в весеннюю сессию (с 10 января по 31 июля 2022 г.).
Также, по мнению Аксакова, майнинг необходимо внести в ОКВЭД, поскольку это позволит взимать с майнеров налоги, а также предоставлять им электроэнергию не по льготной цене для физических лиц, как это делается сейчас, а по цене для промышленных потребителей[10].
О чем подумать, что сделать
10 декабря 2021 г. Банком России опубликован проект Основных направлений цифровизации финансового рынка на период 2022–2024 годов[11]. В проекте отмечается, что частные криптовалюты не могут выполнять функцию средства платежа по причине высокой волатильности, а также что они не получили признание мировых регуляторов в связи с возникающими рисками их использования в схемах легализации преступных доходов.
В мировой регуляторной практике намечается тенденция ужесточения регулирования в отношении криптовалют: в Китае, ЕС, США и других странах были введены или анонсированы дополнительные требования и ограничения в отношении обращения и использования криптовалют.
Учитывая заявления представителей Банка России, а также планы по внедрению цифрового рубля[12], следует ожидать тенденции к ужесточению регулирования криптовалют в РФ. Вместе с тем, легализация и налогообложение отдельных направлений криптовалютного бизнеса (например, майнинга) способны пополнить бюджет новыми средствами. Вероятно, 2022 год станет определяющим в этих вопросах.
Компаниям, ведущим на территории РФ бизнес в сфере криптовалют, рекомендуется предпринять шаги для приведения своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства, в том числе, о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем.
Кредитным организациям, которые оказывают физическим лицам услуги по переводу денежных средств, необходимо реализовать комплекс организационно-правовых мер для пресечения операций в «криптовалютных обменниках». Перечень таких мер содержится в Методических рекомендациях Банка России № 16-МР[13].
Помощь консультанта
Мы готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку компаниям, осуществляющим деятельность в сфере криптовалют.
В спектр услуг «Пепеляев Групп» входит:
-
Консультирование по правовым рискам;
-
Аудит криптовалютных проектов на предмет соответствия требованиям регуляторов;
-
Представление интересов клиента при взаимодействии с государственными органами и иные услуги.
[2] https://www.rbc.ru/crypto/news/61bb3a749a7947161f6f56dc
[3] Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».
[4] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации».
[5] Пункт 1 ст. 8 ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ».
[6] Пункт 2 ст. 1 ФЗ «О цифровых финансовых активах».
[7] Законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[8] Законопроект № 1065710-7, принят 17.02.2021 г. в первом чтении.
[9] http://duma.gov.ru/news/50794/
[10] https://www.interfax.ru/business/809799
[11] https://cbr.ru/press/event/?id=12518
[12] https://www.rbc.ru/finances/08/04/2021/606dd6c49a7947c8d84009ed
[13] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395109/