Загрузка...
12.04.2011
4 мин. на чтение

08 апреля 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Сфера действия Закона

Сферой действия принятого Закона является регулирование отношений в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий (ст. 1 Закона).

Понятие и виды электронной подписи

Под электронной подписью следует понимать информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (п. 1 ст. 2 Закона).

Видами электронных подписей являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее - неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись).

Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи, позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ, позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания, создается с использованием средств электронной подписи.

Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам: ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате, для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Законом.

Цель принятия Закона

Важно отметить, что принятие Закона направлено на устранение недостатков Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», которые помешали в создании правовых условий, необходимых для широкого распространения электронной цифровой подписи в России.[1]

К таким недостаткам, в частности, относится то, что вопреки сложившейся мировой практике Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» допускает использование единственной технологии электронной цифровой подписи (основанной на «технологии ассиметричных ключей подписи»), делает необходимой единую иерархическую систему удостоверяющих центров, обязывает применять сертифицированные средства электронной цифровой подписи.

Положения Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» не соответствуют основным принципам, реализуемым в иностранном законодательстве и международном праве при осуществлении правового регулирования электронных подписей, таким как «технологическая нейтральность» законодательства, правовое признание различных видов электронной подписи, свободное использование средств электронной подписи, аккредитация удостоверяющих центров.

Кроме того, Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» имеет ограниченную сферу регулирования, так как из нее исключены отношения по использованию иных видов электронной подписи, и отношения, не являющиеся гражданско-правовыми сделками. Также, ранее не допускалась электронная цифровая подпись юридических лиц.

В свою очередь, Закон содержит положения, прямо направленные на обеспечение преемственности правового регулирования по отношению к Федеральному закону «Об электронной цифровой подписи».

Во-первых, Закон содержит понятие электронной цифровой подписи и устанавливает, что она признается квалифицированной электронной подписью (п. 2 ст. 19 Закона).

Во-вторых, Закон сохраняет наиболее активно используемое положение действующего Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» о том, что правила использования электронной подписи в корпоративной информационной системе устанавливаются решением владельца такой системы или соглашением участников отношений (п. 1 ст. 3 Закона).

В-третьих, Закон закрепляет, что сертификаты ключей подписи, выданные в соответствии с Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи», продолжают действовать после принятия Закона (п. 1 ст. 19 Закона).

Таким образом, принятие Закона позволит устранить недостатки и пробелы в правовом регулировании электронной подписи, сохранив при этом существующую практику использования электронной цифровой подписи.

Законом не устанавливаются правила и порядок использования электронной подписи в отдельных видах отношений, так как это является предметом законов, регулирующих такие отношения (например, использование электронной подписи при совершении гражданско-правовых сделок, осуществлении банковских операций, ведении бухгалтерского учета и т.п.).

Участники правоотношений, регулируемых Законом

Законом устанавливаются права и обязанности участников отношений в области использования электронной подписи:

  • Уполномоченный федеральный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере электронной подписи, который определяется Правительством Российской Федерации. Законом устанавливается исчерпывающий перечень полномочий уполномоченного федерального органа, в числе основных - проведение аккредитации удостоверяющих центров, организация подтверждения соответствия средств электронной подписи и технических средств удостоверяющего центра установленным требованиям, а также выполнение функций главного (корневого) удостоверяющего центра по отношению к аккредитованным удостоверяющим центрам. Последняя функция позволяет использовать и взаимно признавать различные технологии электронной подписи, что дополнительно обеспечивается наличием у уполномоченного федерального органа функции по утверждению формы квалифицированного сертификата и иных требований к квалифицированному сертификату;
  • Удостоверяющий центр - юридическое лицо, структурное подразделение юридического лица или индивидуальный предприниматель, ведущие деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключа подписи. Аккредитованным удостоверяющим центром признается удостоверяющий центр, получивший аккредитацию, а также удостоверяющий центр, входящий в аккредитованную систему удостоверяющих центров;
  • Владелец сертификата ключа подписи - физическое или юридическое лицо, которому выдан сертификат ключа подписи.


    [1]Согласно п. 2 ст. 20 Закона ФЗ «Об электронной цифровой подписи» утрачивает силу с 01 июля 2012 года.

    Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

    в Москве – к Денису Быкову, Партнеру, Руководителю практики разрешения споров и медиации, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Роману Серб-Сербину, Юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

    в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, по тел.: (812) 640-60-10 либо по e-mail


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

10.12.2024

Выплата премий в 2024 году: какая ставка НДФЛ?

В видеоролике Антон Никифоров, партнер, руководитель группы налоговой практики «Пепеляев Групп», рассказывает о важных изменениях в налоговом законодательстве в 2025 году...

Смотреть

12.12.2024

Защита бизнеса через Конституцию: кому подходит и когда возможно

Конституционный суд часто воспринимают как последнюю инстанцию в защите бизнеса, куда обращаются, когда исчерпаны все остальные...

06.12.2024

Позиции ВС и КС - 2024, которые всех запутали. Рекомендации, как их применять

Из статьи узнаете, как применять позиции ВС и КС, по которым у судов в 2024 году сложилась противоположная практика. Разобрали...

22.11.2024

Клише, формализм, трансформация материального состава в формальный или системная ошибка при привлечении к административной ответственности?

В статье руководителя представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан Айдара Султанова анализируется проблема...

19.11.2024

Корпоративные споры в Верховном суде: свежие кейсы

С начала 2024 года коллегия по экономическим спорам Верховного суда рассмотрела 20 корпоративных споров (при том, что...