Росприроднадзор внепланово проверит организации, утилизирующие отходы в 2020 г.
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что заместитель Председателя Правительства РФ Виктория Абрамченко поручила Росприроднадзору провести внеплановые выездные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлявших в 2020 г. утилизацию отходов от использования товаров на основании договоров, заключенных с производителями и импортерами товаров, упаковки товаров.
Внеплановые проверки пройдут с 1 октября 2021 г. по 1 ноября 2022 г.
В рамках проверок Росприроднадзор проанализирует, каким образом производители и импортеры товаров, упаковки товаров (далее - производители и импортеры) выполнили нормативы утилизации отходов в 2020 году, и оценит, соблюдают ли компании-утилизаторы лицензионные требования, предъявляемые к деятельности по обращению с отходами I – IV классов опасности.
Росприроднадзор также проверит выполнение иных обязательных требований в области охраны окружающей среды, содержащихся в разрешительных документах и экологическом законодательстве.
Основная цель контрольных мероприятий – установить, были ли в действительности исполнены обязанности производителей и импортеров по утилизации от 10 до 45% от выпущенной в оборот продукции в 2020 году.
Напомним, что производители и импортеры ряда товаров и упаковки [1] обязаны обеспечивать выполнение установленных нормативов утилизации отходов от выпущенных в обращение указанных товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства[2]. Надзор за исполнением данной обязанности осуществляет Росприроднадзор.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», производители и импортеры вправе выбрать один из четырех способов обеспечения выполнения нормативов утилизации[3]:
-
самостоятельно утилизировать отходы, организовав собственные объекты по утилизации отходов;
-
заключить договор с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов;
-
заключить договор с публично-правовой компанией «Российский экологический оператор» или ассоциацией, созданной производителями и импортерами в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации;
-
уплатить экологический сбор.
Отметим, что на практике производители и импортеры довольно часто прибегают к заключению договора с юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов, которое принимает на себя обязательство обеспечить утилизацию отходов в согласованном объеме.
В подтверждение утилизации стороны договора подписывают акт утилизации отходов, который наряду с договором может быть запрошен Росприроднадзором в целях проверки отчетности о выполнении установленных нормативов утилизации[4].
Росприроднадзор неоднократно заявлял, что подтверждающие документы, которые производители и импортеры представляют регулятору, зачастую содержат искаженные сведения об утилизации отходов. Так, количество утилизированных отходов, фигурирующее в актах утилизации, в некоторых случаях существенно превышает объем производственных мощностей, которыми располагают компании-утилизаторы.
При проведении проверок компаний-утилизаторов, Росприроднадзор будет выявлять расхождения между данными, представленными производителями и импортерами товаров в отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов, и данными, содержащимися в документации утилизаторов.
Росприроднадзору поручено отчитаться об окончательных результатах проверок до 1 декабря 2022 г., а о промежуточных - в декабре 2021 г. и июне 2022 г.
По итогам проверок Росприроднадзор может инициировать привлечение импортеров и производителей к административной ответственности за предоставление отчетности о выполнении нормативов утилизации, содержащей недостоверные сведения[6].
Необходимо учитывать, что максимальный размер административного штрафа, назначаемого за соответствующее правонарушение, не ограничен, так как он исчисляется в зависимости от суммы экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, в отношении которой производитель/импортер не обеспечил утилизацию отходов.
Помимо этого, при выявлении недостоверности представленной отчетности Росприроднадзор вправе обратиться в суд за взысканием с производителя/импортера суммы экологического сбора, которую тот обязан был уплатить в связи с невыполнением нормативов утилизации.
О чем подумать, что сделать
Во избежание привлечения к административной ответственности и предъявления требований об уплате экологического сбора рекомендуем производителям и импортерам внимательно выбирать компанию-утилизатора, контролировать ее работу и заблаговременно формировать доказательственную базу, которая будет подтверждать реальность утилизации отходов компанией-утилизатором.
Проверяемым компаниям необходимо уже сейчас начать подготовку к проверкам, проанализировав свои бизнес-процессы и составив список требований законодательства об отходах и природоохранного законодательства, которым должна соответствовать их деятельность. Затем необходимо проверить соблюдение указанных требований и устранить выявленные нарушения, когда это возможно.
Для подготовки к проверкам можно использовать формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых Росприроднадзором при осуществлении государственного надзора.
При этом необходимо учитывать, что, по общему правилу, Росприроднадзор обязан известить проверяемую компанию о внеплановой выездной проверке не позднее чем за 24 часа до ее начала (путем направления копии решения о проведении выездной проверки)[7].
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать юридическую поддержку компаниям по вопросам, связанным с сопровождением при проведении внеплановых проверок, аудитом документации, подтверждающей утилизацию отходов, оспариванием требований Росприроднадзора об уплате экологического сбора и постановлений о привлечении к административной ответственности.
[1] В настоящее время перечни соответствующих товаров и упаковки установлены Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».
[2] Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021 год».
[3] Статья 24.2 Федерального закона 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
[4] Подпункт «б» п. 14 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010.
[5] См., например.
[6] Статья 8.5.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
[7] Часть 6 ст. 73 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Кроме того, численность сотрудников Росприроднадзора не позволяет обеспечить эффективный контроль за всеми компаниями, которые обязаны выполнять нормативы утилизации. В связи с этим уже обсуждалась передача части функций ведомства, связанных с администрированием экологического сбора, Федеральной налоговой службе[5].