ФНС впервые публично разъяснила вопросы налогообложения внутригрупповых услуг
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 6 августа 2020 г. ФНС России опубликовала на своем официальном сайте разъяснения по отдельным вопросам налогообложения внутригрупповых услуг.
Письмо подготовлено в целях выработки единообразных подходов при формировании доказательственной базы в рамках мероприятий налогового контроля по вопросам налогообложения расходов по оплате услуг, оказываемых в адрес российских организаций иностранными взаимозависимыми организациями. При этом налогоплательщики, используя сервис сайта www.nalog.ru, могут сообщить о несоблюдении налоговыми органами указанных разъяснений ФНС.
Письмо направлено на выработку единообразных подходов применительно к расходам на оплату услуг иностранных взаимозависимых организаций. Это не препятствует применению тех же подходов к аналогичным операциям по оказанию услуг внутрироссийских холдингов, как и к услугам российских налогоплательщиков в адрес иностранных компаний группы.
ФНС подтвердила текущий алгоритм проверки, при котором последовательно проверяются:
(2) отсутствие дублирования расходов на приобретение идентичных благ;
(3) экономическая/коммерческая ценность услуг (через оценку готовности независимых лиц приобретать такие услуги или осуществлять соответствующую деятельность собственными силами). Здесь также проверяется, чьим интересам служит услуга: дочернего общества (заказчика) или акционеров.
Полезными для налогоплательщика могут оказаться следующие положения:
1) запрет формального подхода к оценке документов, подтверждающих факт оказания услуг и их экономическую обоснованность, а также отсутствие каких-либо ограничений в отношении перечня таких документов. Перечень открытый и не ограничивается приведёнными ФНС примерами. Сами же примеры включают электронную корреспонденцию, детализацию телефонных звонков, служебные записки и справки, распечатки из внутренних электронных систем налогоплательщика, распечатки электронного календаря, снимки экрана компьютера;a) признается допустимой текущая поддержка по административным вопросам и оказание услуг по внутреннему контролю. Значит, эти факты не могут означать, что услуга навязана в интересах акционера;
b) оказание услуг в форме доступа к услугам за заранее установленную плату также в сфере дозволенного. Налогоплательщик может представить документы, подтверждающие, что услуга была ожидаема к получению;
c) услуги, суть которых заключается в предоставлении отсутствующих у заказчика ресурсов, также возможны. По таким услугам формализованные запросы на оказание конкретной услуги не нужны;
К неоднозначным положениям письма, которые могут получить различную трактовку территориальными налоговыми органами, по нашему мнению, относятся следующие:
- упоминание о возможности для налогоплательщика обосновывать необходимость совершения сделок (операций) в выбранной форме и потребность в вовлечении иностранных компаний МГК в процессы и сделки (операции). К сожалению, на практике предоставленные налогоплательщику права нередко превращаются в его обязанности;
- указание на необходимость обеспечения соответствия предоставляемых первичных документов стандартам бухгалтерского учета соответствующего государства и отсутствия противоречий общим принципам составления первичных документов, применяемым в любых стандартах бухгалтерского учета;
- оставление на откуп территориальных налоговых органов вопроса оценки механизма и принципа формирования цены, наличия прозрачной методологии формирования стоимости услуг «для целей определения факта оказания услуги». Допустимость использования документации по трансфертному ценообразованию инспекцией – для предъявления претензий, а налогоплательщиком – для их опровержения.
Остались незатронутыми даже те вопросы, которые сегодня вызывают наибольшие проблемы у налогоплательщиков, в том числе, вопрос применения ключей аллокации при определении размера затрат исполнителя, относящихся к оказанию услуг российскому налогоплательщику. Никаких прямых разъяснений по ним нет. Однако отсутствие запрета на их применение в Письме наряду с использованием в качестве примера ссылки на затратный метод ценообразования внушает определенный оптимизм.
В целом данные ФНС разъяснения можно оценить, как положительные для налогоплательщиков, так как они учитывают реальную практику оказания внутригрупповых услуг в рамках международных групп компаний и позволяют снять ряд наиболее распространенных претензий территориальных налоговых органов, предъявляемых к данной категории расходов при проведении выездных налоговых проверок.
О чём подумать, что сделать
То, что ранее было направлено на минимизацию риска, может этот риск усилить. «Подгон» доказательственной базы под ранее привычный налоговому органу формат зачастую не соответствовал реальному порядку оказания услуг, поскольку этот «привычный» налоговикам формат не учитывал особых отношений сторон сделки. Разрешая ранее рисковые варианты, Письмо позволяет документировать то, что реально происходило, и преследуемые этим цели. Ранее предпринятые меры по их «маскировке» теперь могут, наоборот, навредить.
С другой стороны, защитные файлы могут быть пополнены доказательствами разрешённых форматов для защиты наиболее уязвимых аспектов (пояснениями, служебными записками, справками и т. п.).
Направленные в налоговый орган пояснения по незавершённым контрольным процедурам, поданные возражения, направленные в вышестоящий налоговый орган жалобы и поданные в суд заявления могут быть усилены дополнениями к ним, основанными на новых разъяснениях ФНС.
Помощь консультанта
Команда «Пепеляев Групп» имеет большой практический опыт в сопровождение предпроверочных мероприятий и налоговых проверок по вопросам обоснованности признания расходов на приобретение внутригрупповых услуг и будет рада оказать содействие в следующих направлениях:- ревизия подготовленных защитных файлов на предмет соответствия новым указаниям ФНС и содействие в их адаптации к этим требованиям;
- подготовка комплекта документации, сопровождающего оказание внутригрупповых услуг с учётом новых требований;
- подготовка дополнений к ранее поданным возражениям, заявлениям, жалобам, искам или пояснениям с учётом требований комментируемого письма;
- выявление незадокументированных внутригрупповых благ, получаемых от других компаний группы, оценка сопутствующих рисков и содействие в выработке варианта, минимизирующего либо устраняющего эти риски;
- содействие в переговорах с головным офисом и подготовка соответствующих консультаций по вопросам, связанным с выбором тех благ (услуг), затраты на которые могут быть с приемлемым риском приняты к вычету в РФ, а также выбор формы их оказания, подтверждения и способа ценообразования;
- содействие в выборе модели внутригрупповых фактических отношений и сделок, позволяющей не допустить одновременный отказ в вычете затрат за рубежом по мотивам связи с деятельностью в РФ и в России по мотиву отсутствия такой связи или по иным причинам;
- адаптация документации по трансфертному ценообразованию к требованиям данного письма;
- минимизация рисков административной и уголовной ответственности за валютные правонарушения, обусловленных отказом в вычете расходов на внутригрупповые услуги, а также донастройка ранее предпринятых мер по такой минимизации с учётом положений комментируемого письма.